Из наставлений святителя Феофана Затворника
Святитель Феофан Затворник |
Общение с людьми
- «Когда ведете речь, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своем. Враг на это наводит…».
- «Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланника Божия. Первый вопрос да будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех надобно принимать как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему».
О Празднословии
- «Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя».
О причащении Святых Христовых Таин
- «Замечу здесь, что плодов от Святого Причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться - и увидите плоды от сего Таинства утешительные».
- «Частое причащение святых Христовых Таин (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его чрез пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил».
- «...с самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставляли первым благом частое приобщение... И это общее мнение всех святых, что нет спасения без Причащения и нет преуспеяния в жизни без честого причащения».
- «Да ведь если жизнь в Господе, и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает Тела и Крови Его, то желающему жизни как не часто причащаться! Вам кто мешает ухитриться почаще приступать к Тайнам? Только пустое поверье. У нас стали слова: со страхом Божиим и верою приступите - пустою формою. Иерей Божий зовет, а никто нейдет, и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию на вечерю Божию».
О тщеславии
- «...тщеславие же, если находит, прогоняйте и на место его вызывайте смиренные и сокрушенные чувства».
О терпении
- «На то жизнь земная назначена, чтоб в ней скорбное отрывало от привязанностей неуместных, а утешительное питало надежду на чаемое лучшее. Вот они и чередуются каждодневно».
- «Все от Бога - и приятное и неприятное. Благодарить же за все надо. Ибо и неприятное посылается нам во благо: для очищения, для укрепления доброго нрава и упования на Бога. Роптать же не надо. Перетерпите это время, наступят светлые дни».
- «Когда претерпеваете, значит, терпите. А что при этом больно, как же иначе-то? Если б не было больно, нечего было бы и терпеть. Верно, сердце ваше очень впечатлительно и глубоко поражается случающимся. Это... не ставится в вину. Вина пойдет... если серчаете, досадуте, бранитесь, ропщете».
- «Не только все предайте в руки Господа, но еще благодушествуйте, радуйтесь, благодарите... На окружающих Вас смотрите как на орудия Божии во благо Вам и за ними всегда зрите руку Божию, Вам благодеющую. И за все говорите: слава Тебе, Господи!».
Разное
- «Именно два бдительных стража должен иметь воин Христов: трезвение и благорассмотрение. Первый обращен внутрь, а последний во вне..»
- «Имейте всегда Господа пред очами ума Вашего и держите себя во всем, как подобает держать себя пред Господом».
- «Когда есть смущение в душе, чего бы оно ни касалось, не верьте душе в ту пору: все врет, что ни говорит».
- «Всякое дело, какое предлежит Вам делать, принимайте как Самим Богом порученное и делайте его как Божие. Мысль и будет с Господом».
- «Больше всего упражняйтесь в любви - в делах и чувствах, не исключая никого из тех, кои соприкасаются Вам, как бы кто ничтожен ни был».
О молитве
- «Молитва духовная … творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа, и затем, предав всего себя Господу, с верою и упованием воодушевляясь, обращать к Нему молитву просто, по-детски».
- «Не забудьте, что сила молитвы - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно».
- «Внутренний достодолжный строй есть – при молитве Иисусовой ходить в присутствии Божием, возгревать чувства благоговения и страха Божия, ни в чем себе не поблажать, всегда и во всем слушать свою совесть и блюсти ее незапятнанной и мирной, и всю жизнь свою – и внутреннюю и внешнюю, - предать в руки Божии».
- «…умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему… Положи холодную вещь на солнце, она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который есть умное солнце».
- «Всякий раз, когда приступаете к молитве, восстанавливайте в себе страх Божий и сокрушение и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам».
- «Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя. – Если так, то об этом теперь и заботу всю надо иметь. Молитва … и есть прямой к сему путь».
- «Коль скоро упованием мало-мало уклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь».
- «Извольте … всячески беречься рассеянности и паче пленения сердца. Средство одно – не отступать вниманием от Господа и от сознания присутствия Его».
- «Спаситель заповедал – войти в клеть свою и молиться там Богу Отцу своему втайне. Клеть эта … означает сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно в сердце умом молиться Богу».
- «От чего грустно после долгого с кем-либо разговора? От того, что во время разговора вы отходите вниманием от Господа».
- «Без дела не должно быть ни минуты. Но есть дела видимо совершаемые, а есть дела – мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела… Первое из них есть память Божия неотходная с умно-сердечной молитвой».
- «… не забывайте главного – того, чтобы вниманием и умом сочетаться с сердцем и неисходно быть там пред лицем Господа. Все молитвенные труды на это должны быть направлены. Молите Господа, чтобы Он даровал вам это благо. Это – сокровище, сокрытое на селе; это – бисер многоценный».
- «Не вступая в словесную прю со страстным помыслом, прямо обратимся ко Господу со страхом, благоговением, упованием и преданностью Его вседействию, то этим самым страстное уже отстраняется от очей ума, взирающего на Господа».
- «Внимай себе и старайся не выходить из сердца, ибо там Господь. Ищи сего и трудись над сим. Найдешь и увидишь, как это драгоценно».
- «Учись умной молитве сердечной, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу, как учат св. отцы (в Добротолюбии)».
- «… страх Божий и болезнование, или сердце сокрушенно и смиренно, суть главные черты настоящей внутренней молитвы и проба всякой молитвы, по коим надо судить, должным ли порядком идет наша молитва или не должным».
- «… больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадение, ходя всегда в присутствии Божием».
- «Чтобы мысли не блуждали, надо возыметь такое чувство, чтобы быть неисходно в сердце с Богом.., и сторонним помыслам места не будет».
- «Я писал вам: навыкайте памятовать всегда о Господе и ходить пред лицем Его».
- «Топите без перерыва свою внутреннюю печку краткой молитовкой – и берегите чувства, чтобы чрез них не уходила теплота».
- «Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве, и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом».
- «Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой. … Суть дела - сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовью».
- «Плод молитвы – главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение».
- «Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она – начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спеется. Развивать ее надобно, не жалея труда. Бог, видя труд, дает искомое».
- «В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть. Она соберет вас, даст ощутить силу в Господе и сделает, что вы неотступно с ним будете…»
- «Молитва выше чтения. Потому оставлять молитву ради чтения незаконно».
- «… если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней».
- «Внимание к себе в сердце с молитвой ко Господу расстраивает все вражеские козни».
О смирении
- «Не языком говорить: я ничто, а в сердце чувствовать свое ничтожество надо».
- «Смиряйтесь пред всеми и других выше себя имейте».
- «Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию».
- «Чем наипаче удерживается в душе благодать? Смирением».
- «Мерою себе поставьте, что когда вы стоите в полном недовольстве собой, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте теребить себя».