Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

О православном богослужении. Утреня.

Богослужение утрени совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня - служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.

Соответственно различию праздников, которые бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня включает в себя полиелей и на ней поется великое славословие, она именуется "полиелейной". Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется "славословной". И, наконец, повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней.

Двупсалмие

В начале Утрени, если она совершается не в составе Всенощного бдения, читаются два псалма с тропарями и затем следует сокращенная сугубая ектения с молитвой о всех православных христианах. И затем служащий священник произносит возглас: "Слава святей, единосущней и животворящей и нераздельней Троице...". Если служится Всенощная, то этот возглас дается в самом ее начале, а не перед Утреней.

Шестопсалмие

Основа первой части Утрени - шестопсалмие. Начинается оно словами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Это ангельская песнь, воспетая некогда при Рождестве Христовом, славословие ангелов о нашем спасении. И затем читаются шесть псалмов, разделенных на две части. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, "яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших". Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место. А нарушение этого устав именует "знамением бесстрашия и бесчиния".

Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.

Ввиду важности шестопсалмия, читать его положено на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются, освещение храма сокращается до минимума. Это делается для того, чтобы очи молящихся не развлекались внешним и были обращены внутрь души. Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на "Аллилуия" полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном "Аллилуия" - три поклона.

Великая ектения, "Бог Господь" или "Аллилуия"

После шестопсалмия следует великая ектения ("Миром Господу помолимся") и затем славословие Господу: "Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне". В этом пророческом стихе прославляются два пришествия Христова: первое пришествие во плоти для спасения людей и второе, которое будет в конце мира. Это славословие является как бы продолжением ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: "Слава в вышних Богу". Пение "Бог Господь и явися нам" перемежается с возглашением 4-х стихов 117 псалма: "Исповедайтеся Господеви, яко благ,яко в век милость Его", "Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им", "Не умру, но жив буду и повем дела Господня", "Камени, егоже небрегоша зиждущие, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших". В дни сокрушения и печали, дни строгого поста, а также в родительские субботы вместо "Бог Господь" поется "Аллилуия", также вместе с возглашением 4-х стихов. В дни поста - это стихи из пророка Исайи, а в дни поминовения усопших - из псалтири. "Аллилуия" означает "хвалите Господа", "Господь грядет".

Тропари

За пением "Бог Господь" или "Аллилуия" следует пение тропарей. После "Бог Господь" поются тропари дня, в которых прославляется празднуемый святой или событие. После "Аллилуия" в родительские субботы поются заупокойные тропари, а в дни поста - тропари в честь Святой Троицы - "троичны", того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня, на каждый глас и день таких тропарей по три. При этом, и "Бог Господь", и "Аллилуия" поется именно на тот глас, но который за этим поются тропари.

Приведем устав пения тропарей на "Бог Господь" для самых распространенных случаев:
  • Если празднуется один святой, то поется тропарь святому дважды, затем "Слава и ныне" - Богородичен.
  • Если два святых, то тропарь первому святому дважды, затем "Слава:" тропарь второму святому. "И ныне" - Богородичен по гласу последнего тропаря.
  • В воскресный день поется тропарь воскресный дважды. "Слава:" тропарь святому. "И ныне" - Богородичен по гласу тропаря святому.
  • В дни предпразднства и попразднства вместо обычного Богородична на "И ныне" поется тропарь, соответственно, предпразднства или попразднства.
  • В Господские и Богородичные праздники поется тропарь праздника.

Кафизмы

Затем на утрени положено чтение кафизм. Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.

Как правило, на утрени положено чтение 2-х или 3-х кафизм. В некоторые дни Великого Поста положена одна кафизма, а на Страстной седмице, начиная с Великого Четверга, кафизмы вообще опускаются. Псалтирь отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения, "богатство их содержания, - как пишет митрополит Вениамин (Федченков), - было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, ...и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников и т.д. и т.д. Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой. Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания". 1

Устав чтения Псалтири на богослужении

После кафизм бывают малые ектении и за ними седальны. В дни поста, когда вместо "Бог Господь" пелось "Аллилуия", а также в некоторых других случаях ектении после кафизм опускаются. Седáлен - это краткое песнопение, по форме - тропарь, который поется или читается в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть. Седальны после стихословия Псалтири являются как бы заключением прочитанного. В дни праздничные в седальнах заключается торжественная хвалебная песнь празднеству или святому. В таких случаях перед седальнами положена и малая ектения. А седальны из Октоиха или из Постной Триоди содержат умилительное моление ко Господу, перед ними малая ектения опускается.

На праздничной утрени (полиелей, чтение Евангелия)

Полиелей

На праздничной утрени обычно поется торжественное песнопение, состоящее из псалмов 134 и 135 ("Хвалите имя Господне...") и называемое "полиелей" (от греческого "полиелеос", что в переводе на русский язык значит "многомилостивое"). Название это произошло от частого повторения в 135-м псалме слов "Яко в век милость Его". В обиходе принято петь только четыре стиха из этих псалмов или чуть больше. Но по Уставу положено петь эти два псалма полностью.

Особенность воскресной службы - "Непорочны", тропари "Ангельский собор":

На воскресной утрени полиелей поется от отдания Воздвижения до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни года полиелей на воскресной утрени поется только если случится праздник Господский, Богородицы или великого святого, которому положено служить полиелейную утреню.

В воскресные дни, когда не положено петь полиелея, поется 17-я кафизма - "Непорочны". (Такое наименование принято по первому стиху 17-й кафизмы: "Блажени непорочнии в путь...") Непорочны - это величественная и торжественная библейская песнь. Ввиду важности содержания и обильного назидания, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления (она стихословится на вседневной Полунощнице, на Утрени в субботу в качестве второй рядовой кафизмы и для торжественного пения на воскресной утрени большей части воскресных дней года). На воскресной утрени 17-я кафизма поется на 5-й глас вся подряд, без разделения на части и без всяких припевов. По распространенной практике 17-ю кафизму поют не полностью, а ограничиваются только некоторыми стихами из нее. А в некоторых храмах укрепился обычай всегда петь полиелей, даже в те дни, когда по Уставу поются Непорочны.

Завершаются "Непорочны" исполняемыми на тот же глас тропарями: "Ангельский собор удивися..." Если положено петь полиелей, но нет величания празднику или святому, то эти тропари поются сразу же после полиелейных псалмов. Тропари "Ангельский собор" поются во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если на воскресенье не придется Господский праздник. Эти тропари также поются в Лазареву субботу и в Великую субботу.

Величание и псалом избранный

В дни больших праздников после пения полиелейных псалмов поется величание празднику или святому и Псалом избранный, который переплетается с пением величания. Избранные псалмы - это особый вид церковной поэзии, когда текстами ветхозаветных библейских гимнов, избранными стихами из Псалтири, воспеваются новозаветные праздники или прославляются святые. Первоначально величания и избранные псалмы полагались лишь для великих праздников. Но со временем они стали необходимой частью всех полиелейных богослужений. Печатаются величания и избранные псалмы в "Ирмологии".

Особенность воскресной службы. На воскресной утрени к избранному псалму присоединяются тропари "Ангельский собор удивися..."

Ипакои, седальны, степенны антифоны

После полиелея и величания (если оно есть), бывает малая ектения и читаются ипакоú и(или) седальны праздника. Ипакоú - это тропарь, достойный особого удивления и внимания из-за его высокого содержания. В воскресный день перед полиелейными седальнами читаются праздничные седальны, положенные после кафизм, т.к. в этот день после кафизм всегда читаются воскресные седальны из Октоиха.

За седальнами поются степенны антифоны. Называются они так по той причине, что составлены из тех псалмов Давидовых, которые имеют надписание "песнь степеней" и говорят о стремлении человека к восхождению от земного к небесному, как бы по ступеням. В воскресные дни поются антифоны гласа. А в другие праздничные дни поется 1-й антифон 4-го гласа ("От юности моея мнози борют мя страсти...")

Прокимен и Евангелие

Затем возглашается прокимен и читается Евангелие праздника или воскресное. Воскресных Евангелий одиннадцать. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех Святых. После прочтения 11-го Евангелия опять читается 1-е и т.д. В дни воскресные, а также в некоторые праздники (Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, Лазарева суббота) после чтения Евангелия поется торжественное молитвословие: "Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся Христе и воскресение Твое поем и славим..." В день Святой Пасхи, на Светлой седмице и во все воскресеные дни от Пасхи до Вознесения это песнопение поется по трижды.

50-й псалом

На вседневной или славословной Утрене сразу после кафизм, а на полиелейной Утрене после чтения Евангелия или после пения "Воскресение Христово видевше..." (если поется это молитвословие), читается 50-й псалом.

Затем на полиелейной утрене поется еще "Слава... Молитвами святого <...> (или в праздник Богородицы - молитвами Богородицы, в воскресный день - молитвами апостолов), Милостиве, очисти множество согрешений наших", "И ныне... Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших", "Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое", затем "Стихира по 50-м псалме", а в воскресный день: "Воскрес Иисус от гроба якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость". В недели приготовительные к Великому посту и в недели Великого поста после 50-го псалма поется песнопение "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..." Затем диакон читает молитву "Спаси, Боже, люди Твоя", после которой поется 12 раз "Господи, помилуй".

Канóн

Канóн в переводе с греческого это слово значит "правило, норма, образец". В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Канон - это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс ("связь" - греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý. Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.

1-я песнь канона - это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь - песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).

3-я песнь - благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).

4-я песнь - песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).

5-я песнь - песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо "яко се Дева приимет и родит сына Еммануила"(Ис.26,9-19).

6-я песнь - песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).

7-я песнь - песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).

8-я песнь - славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: "Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки" (Дан.3,51-88).

9-я песнь - в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).

Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.

Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец - канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец - канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец - канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).

Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Святителю отче Николае, моли Бога о нас").

Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.

После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). Если положены кондаки нескольким святым или событиям, каноны которым соединяются, то кондак главному событию читается после 6-й песни, а остальные кондаки читаются после 3-й песни перед седальнами.

После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом.

После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа" с припевом "Честнейшую Херувим...". В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.

В завершение песней канона поется катавáсия ("схожу вниз", "схождение" - греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. На праздничной утрени катавасию положено петь после каждой песни канона. На вседневной службе катавасия поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней. На вседневной Утрени после катавасии 9-й песни канона поется еще "Достойно есть".

После 9-й песни канона после малой ектении поются или читаются

Светúльны (эксапостилáрии)

Ексапостиларий буквально с греческого значит "посылаемый". Это тропарь, который на утрени поется после канона. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют "светильном", потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению "Слава Тебе, показавшему нам свет". На воскресной Утрени чтение светильнов предваряется возглашением "Свят Господь Бог наш".

Хвалитные псалмы и стихиры

После светильнов поются или читаются псалмы, в которых содержится славословие и хвала Богу от всего творения. Эти псалмы называются хвалитными. Часто они соединяются со стихирами, которые называются "стихиры на хвалитех". И если святому или празднику положены стихиры на хвалитех, то и хвалитные псалмы нужно петь тому и другому лику(клиросу, хору) по стихам на глас, с которого начинаются стихиры. Поются обычно первые стихи, потом остальное читается. И с последними шестью или четырьмя стихами поются стихиры. Иногда положено петь 8 стихир, тогда к последним двум полагаются особые стихи. Если стихир на хвалитех не положено, то хвалитные псалмы читаются. И еще одна особенность. Если служба вседневная, то хвалитные псалмы начинаются словами "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу". А если на службе поется, а не читается Великое славословие, то тогда пение хвалитных псалмов начинается словами "Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних..."

Великое славословие

После хвалитных псалмов и стихир следует Великое славословие, которое поется или читается. Когда Великое славословие поется, то его предваряет возглас священника: "Слава Тебе, показавшему нам свет". А если славословие читается, то чтец читает: "Слава Тебе, показавшему нам свет" и далее читает Великое славословие, которое несколько отличается по тексту от варианта, который положено петь. За некоторым исключением (дни Великого поста, Пасхальная служба), на всех праздничных службах Великое славословие всегда поется. Славословие это составлено из выражений Ветхого и Нового Завета, сложено оно еще в первые христианские времена.

Затем, если Великое славословие пелось, то за после него сразу положено петь тропарь праздника, а далее следуют две ектении (сугубая и просительная) и полный отпуст. После этого читается 1-й час с малым отпустом.

Если Великое славословие читалось, то после него произносится просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне, после которых читается молитва "Благо есть исповедатися Господеви...", Трисвятое по Отче наш и тропарь праздника. Затем ектения (в Великий пост она заменяется на чтение 40 раз "Господи, помилуй"). И далее читается 1-й час, который завершается полным отпустом.

Отпуст

Отпуст - это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. На полном отпусте обычно поминаются почитаемые святые, а также те святые, которые празднуютсчя в настоящий день. Или поминается празднуемое событие. После полного отпуста поется "Многолетие" - небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.

Татьяна Радынова



Литература:

[1] Архиепископ Вениамин (Федченков). "О богослужении Православной Церкви". - СТСЛ,"Отчий дом",М.,1999г.с.48

[2] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.

[3] Протоиерей Константин Никольский. "Руководство к изучению богослужения Православной Церкви". - Киев, Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва,папы Римского, 2005г.

[4] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. "Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных". - М., "Русский духовный центр", 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.

[5] Протопресвитер Валерий Лукьянов. "Богослужебные заметки". - Джорданвилл, Свято-Троицкий монастырь, 2001г.

[6] Святитель Афанасий (Сахаров). "О поминовении усопших по уставу Православной Церкви". - Киев, Общество любителей православной литературы, изд-во им.свт.Льва,папы Римского, 2008г.

[7] Святитель Афанасий (Сахаров). "Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем". - сборник "Славы Божия ревнитель", - М.,Изд-во Сретенского м-ря,2006г.