О православном богослужении
Особенности богослужения Великого поста. Страстнáя седмица.
Великий Понедельник
По толкованию святых отцов, смоковница эта, во-первых, служит прообразом сонмища иудейского, у которого не нашел Господь плодов истинной веры и любви. Также, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст, Христос непрестанно миловал, исцелял, воскрешал, но Он должен был явить Себя и Судией, Который не будет потворствовать неправде и лукавству. И вот для этого Господь выбирает смоковницу - дерево, которое повсюду растет в Палестине и не представляло цены. А эта смоковница, будучи бесплодной, никому не приносила пользы.
Бесплодная смоковница - есть и всякая душа, не приносящая духовного плода, за что будет осуждена. Святой Исидор Пелусиот также замечает, что райское Древо преслушания, плодов которого вкусили Адам и Ева, нарушив запрет Божий, было смоковницей. Из листьев этого древа они сшили себе и покров.
Вступив в город, Христос пошел прямо в храм, где обличил нарушающих благочиние, обративших притвор храма в торжище и изгнал торгующих.
В понедельник Страстной седмицы Святая Церковь вспоминает также ветхозаветного праведника - Иосифа Прекрасного - послужившего прообразом Страданий Господа. Праведный Иосиф был по зависти брошен братьями в мрачный ров, а затем продан ими в рабство в Египет за тридцать сребренников. Много претерпел Иосиф в Египте, был брошен в темницу, пострадав за целомудрие. Но Бог сделал его из раба господином. А когда на родине Иосифа сделался продолжительный голод, то праведник спас отца и братьев своих, пропитав их и простив братьям их грех против него. Так и Христос по зависти единоплеменных ему иудеев был предан за тридцать сребренников. И приняв Страдания, восстал из гроба, простив Своих врагов. Воцаряется над Египтом, т.е. над всяким грехом и до конца его побеждает, и всем миром обладает. И человеколюбно искупляет нас и питает Небесным Хлебом - Своею Живоносною Плотью (так повествует синаксарь Великого понедельника).
На Утрени - тропарь "Се Жених грядет в полунощи...", трипеснец Триоди, полного канона нет. Светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой...". Евангельское чтение на Утрени повествует о проклятии Господом неплодной смоковницы и о беседе Спасителя в храме Иерусалимском, когда Господь приводит две притчи, обличающих лицемерие и показное благочестие иудеев, лишенное истинной веры, любви и послушания Отцу Небесному. Вторая притча - о виноградарях - также прикровенно указывала слушателям на Христа как на Мессию.
Евангельское чтение на Литургии Преждеосвященных Даров повествует о судьбе богоотступного народа иудейского, разрушении Иерусалима римлянами и о кончине мира.
Повечерие служится великое, на нем поется трипеснец.
Проповеди и слова:
Предыдущий раздел. Страстная седмица | Следующий раздел. Великий Вторник | ||
Особенности богослужения Великого поста. Оглавление |
[1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[2] "Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни". - М., Сретенский монастырь,"Новая книга","Ковчег",1998г.
[3] "Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах". - Московское подв.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом", М.,1996г.
[4] Святитель Иннокентий Херсонский. "Последние дни земной жизни Иисуса Христа". - М.,2002г.