О православном богослужении
Особенности богослужения Великого поста. Страстнáя седмица
Великая Пятница
|
Голгофа |
Вначале Господа привели к Анне (по-еврейски, Ханан или Анан), который ранее был первосвященником и приходился тестем Каиафе - первосвященнику правящему. Анна произвел первый допрос, на что он не имел никакого юридического права, поскольку уже не был первосвященником. Кроме того, древнееврейское право запрещало производить судебные заседания ночью. Но иудейские начальники, на словах защищавшие закон, многажды нарушили его в стремлении во что бы то ни стало осудить Иисуса Христа. От Анны Христа повели к Каиафе (настоящее имя его было Иосиф, а Каиафа - прозвище). Судя по всему, дома Анны и Каиафы находились рядом и имели общий двор. Таким образом, Господа провели только через внутренний двор того же самого дома. В этом дворе и был разложен огонь, у которого грелся Петр. Здесь же произошло и предсказанное Господом троекратное отречение Петра (такой вывод можно сделать, если сопоставить повествования разных евангелистов). До нашего времени частично сохранился дом первосвященника и его внутренний двор. Находится он на склоне Сиона, ближе к вершине. Здесь сохранилась темница, имеющая форму глубокого колодца, а также рядом с домом лестница, ведущая от Кедронского потока на гору Сион. Лестнице этой, по данным исследователей, более двух тысяч лет, и очевидно, по этим ступеням ходил и Господь.
|
Древняя лестница, ведущая от Кедронского потока на гору Сион |
Не желая осуждать Узника, которого считал невиновным, но стремясь уйти от ответственности, Пилат послал Спасителя на суд к Ироду Антипе - правителю Галилеи, приехавшему в Иерусалим на праздник Пасхи. Останавливался Ирод Антипа в Иерусалиме, по всей вероятности, во дворце Асмонеев (или Хасмонеев, так называли род Маккавеев), который находился недалеко от претории между западной стеной Храма и дворцом Ирода Великого у Яффских ворот. Но Ирод только посмеялся над Спасителем и отправил обратно к прокуратору, дав понять, что не считает Иисуса серьезным преступником.
Часть плит открытого внутреннего двора крепости, на котором римляне производили суд и оглашали приговор - Лифостротон - сохранилась. Еврейское название этого места - Гаввафа ("мостовая"). Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой игре, бывшей в обычае у римских воинов, так называемой, игре "в царя". При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бетта» - начальную от слова «Василевс» - царь. Солдаты в шутку выбирали одного из заключенных в "цари", одевали его в багряницу - одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому "царю" оказывались всяческие насмешливые почести, а затем его убивали. Эта игра напоминает издевательства воинов над Господом Иисусом Христом.
"Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие". (Мф. 27: 27-31).
|
Темница Спасителя в Претории |
Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: "Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его..." (Ис.52,7), "Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний" (Ис.8), "Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом". Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он - ожидаемый ими Мессия. Но, ослепленные злобой и завистью, они не вняли.
Из Римской Претории начинается Крестный путь Господа на Голгофу. Рассказ о нем у Евангелистов предельно краток. На Божественного Страдальца возложили Крест и повели по улицам Иерусалима за городскую стену на место, где распинали преступников.
|
Порог Судных врат |
Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней. Распятый в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, неестественное положение грудной клетки вызывало удушье, все тело словно пылало и разрывалось на части. Человек испытывал сильную жажду. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Кровь приливала к голове и к сердцу, вызывая головокружение и сердечное томление. Умирали на кресте долго и мучительно. У римлян этой казни подвергались только рабы. У иудеев она означала проклятие: "Проклят всяк, висящий на древе" (Втор. 21:23). "В ветхозаветное время крест означал совершенное отвержение и полную гибель. Если у ада есть дно, то крест знаменовал собой дно ада. Поэтому Христос избрал распятие как вид страдания, совмещающего все душевные и телесные муки. Кровь Христа, обагрившая Крест, искупила грехи человечества" (архимандрит Рафаил (Карелин) [5]).
Перед распятием осужденным давали пить одурманивающий напиток, но Господь отказался от него, желая претерпеть все в полном сознании. Согласно церковному преданию, Крест Спасителя состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосны) и кедра. По обычаю, распинаемого обнажали, а одежда его доставалась воинам, производившим казнь. К прочим мукам добавлялось крайнее унижение, стыд наготы. Над головами осужденных прибивались дощечки с указаним имени и преступления.
|
Икона "Не рыдай Мене, Мати" Храм Всех святых |
Крест Христов состоял не только из телесных страданий. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них, страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте "... вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. ...Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. ...Грешник испытывает оставленность Богом. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк.15,34). ...Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе" (архимандрит Рафаил (Карелин) [5]).
Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творца своего. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение - завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого.
Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Спасителя. На Утрени Великого пятка читается 12 Евангельских чтений, повествующие о событиях этих дней, начиная с Тайной Вечери, затем о предательстве и страданиях Спасителя, Его крестной смерти и погребении. Эти Евангельские чтения молящиеся в храме слушают с зажженными свечами. Принято после последнего чтения не гасить свечу и приносить этот огонь домой. Также на Утрени этого дня поются особые антифоны и Блаженны. Первый час не соединяется с Утреней, но служится отдельно, вместе с другими часами.
Литургия в Великий Пяток не служится, потому что в этот день Жертва принесена на Голгофе. В этот день положен строгий пост.
Утром совершаются Царские Часы - 1-й,3-й,6-й,9-й с пением особых тропарей и чтением ветхозаветных пророчеств, апостола и Евангелия об искупительном подвиге Христа Спасителя.
На вечерне, которая совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. На вечерне, при пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое..." священнослужители поднимают Плащаницу (плат с изображением Господа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносится на середиеу храма. Плащаница находится на середине храма до вечера Великой субботы.
Та величественная скорбь, которой проникнуты песнопения Великого Пятка, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Хотя в ней нет ничего чувственного (как, например в произведениях знаменитых композиторов, посвященных Страстям Господним), эта скорбь трогает до глубины души.
Повечерие служится малое. На нем читается удивительный канон "Плач Богоматери при Кресте".
Проповеди и слова:
- Проповедь после Утрени с чтением Двенадцати Евангелий.
- Проповедь после Утрени с чтением Двенадцати Евангелий 16 апреля 2009 года (MP3 12,8Mb).
- Проповедь у Плащаницы в Великую пятницу.
- Проповедь в Великую пятницу 25 апреля 2008 года. (mp3)
- Проповедь в Великую пятницу 17 апреля 2009 года после Царских часов (MP3 21,1Mb)
- Проповедь после Царских часов 22 апреля 2011 года.(MP3 9Mb)
- Проповедь после выноса Плащаницы в Великую пятницу 2 апреля 2010 года.(MP3 9Mb)
- Проповедь в Великую пятницу, 22 апреля 2011 года после выноса Плащаницы. (mp3 6 МБ)
- О Туринской Плащанице
Предыдущий раздел. Великий Четверг | Следующий раздел. Великая Суббота | ||
Особенности богослужения Великого поста. Оглавление |
[1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[2] "Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни". - М., Сретенский монастырь,"Новая книга","Ковчег",1998г.
[3] "Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах". - Московское подв.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом", М.,1996г.
[4] Святитель Иннокентий Херсонский. "Последние дни земной жизни Иисуса Христа". - М.,2002г.
[5] Архимандрит Рафаил Карелин. "Путь христианина: Слова и беседы", - М.,Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010