Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Ко дню памяти преподобной матери нашей Марии Египетской

Нам почти ничего не известно о детстве палестинской подвижницы, кроме того, что она от рождения восприняла благодать святого крещения. До поры до времени, как это бывает у каждого ребенка, просвещенного таинством воды и Духа, Божия благодать ненарушимо пребывала, царствовала в сердце юной Марии.

О если бы мы были научены от младых ногтей отдавать должное, благоговеть, ценить этот чудный дар Христа Искупителя! Покойно, мирно, светло сердце христианского ребенка. Не волнуют, не колеблют это сердце темные, зверообразные страсти, которые гнездятся в падшем естестве всех человеков, но сполна обнаруживают свое действие не в детях, а в юных и возрастных. Бесконечно прекрасным предстает Божий мир просветленному взору дитяти. В каждой малости: стремительном полете пичужки, то взмывающей ввысь, то падающей долу, в ароматах южных соцветий, которые на несколько дней преображают долины и холмы полуденных стран, чтобы затем бесследно исчезнуть до следующей весны, - в каждой малости открывалась Марии бесконечная благость и премудрость Создателя, неусыпно пекущегося о всех Своих созданиях, невидимой силой поддерживающего их благобытие. Безусловно, ребенок не может осознать всего богатства ниспосланных ему во святом крещении духовных даров, но это не мешает малому чаду нерастленным чувством девственного сердца осязать их и наслаждаться вышеестественным действием Утешителя Духа, почивающего в глубинах сердечных. Вот тайна всегдашней радости христианских детей, их лучезарной торжествующей улыбки, быстродвижности легкого тела и окрыленности невинной и беззлобной души! Дети - истинные странники на этой грешной земле, ничто надолго не занимает их внимания, они похожи на бабочек, перепархивающих с цветка на цветок, едва соприкасающихся с землей и тотчас от нее отделяющихся. Таковым было действие Божией благодати в сердце Марии, покуда она, защищенная малолетством и несмышленостью, пребывала вдали от мысленного и деятельного зла.

"Кто даст главе моей воду и очам источники слез?" - горестно восклицает святой пророк Иеремия, собираясь оплакать первое греховное падение неискушенной и беспечной души человеческой, украшенной образом и подобием Творца. О Марие, Марие! Почему, достигнув отроческих лет, поползнулась ты, а затем и низринулась в смрадный ров, погибельное блато плотских согрешений? Или ты устала чистым сердцем славить Подателя чистоты - Бога и Спасителя твоего? Неужто перестала веселить тебя благодать Господня, с которой ты не знала ни скуки, ни скорби, ни разленения? Кто соблазнил тебя, бедная отроковица? Зачем соблазнилась ты, которой Бог уготовал в наследие небо и которая единым движением ума и воли ниспала даже до ада?

Восплачем, слушатели мои, о Марии, восплачем и о себе самих, ибо мы предпочли Раю сладости мрачную страну порока, Господу Богу, ходящему в Раю во время прохлады дня, - отверженного Богом падшего нечистого духа, древу жизни - презренные рожки, пищу бессловесных животных. Горе, горе душе, которая внимает обольстительным речам злого духа, склоняется к удовлетворению нечистых похотей, разжигаемых демоном! С бедной душой случается тогда то же, что и с селением, на которое устремляется горная река, прорвавшая плотину и вышедшая из берегов. Грозная водная стихия, увлекая на своем разрушительном пути огромные валуны, вековые деревья, подымая со дна ил, грязь, камни, с устрашающей силой врывается в весь, разметывает, словно щепки, каменные строения, срывает крыши, скрывает под своими бурлящими черными водами людей и животных. Проходит час, второй - и там, где только что кипела жизнь, воцаряется безмолвие, опустошение, смерть.

Чем глубже падала в бездну разврата несчастная Мария, тем мертвеннее становилась ее душа, заживо уловленная диаволом. Мрак, непроницаемый мрак застил ее очи, похитил у нее память о Живом Боге и Его благодати... Однако ин суд человеческий и ин суд Божий. Там, где люди произносят слово окончательного осуждения, Господь, пришедший в мир призвать грешников на покаяние, Господь, непостижимый в милостях Своих, обращает к падшему созданию Своему глагол жизни. Недопущенная невидимой силой Божией войти с богомольцами в Иерусалимский храм Воскресения Христова грешная Мария внезапно устремляет в притворе взор свой на икону Пречистой Девы Марии...

О бездна премудрости и благости Божией! О неизреченное божественное милосердие! Как будто некий луч небесного света сошел от святого образа и проник в связанную пленицами грехопадений душу падшей женщины. Вдруг она видит в озаренной благодатью совести невыразимую никаким словом мерзость беззаконий своих и здесь же в притворе храма обоняет их злосмрадие! Слезы ручьями текут из глаз ее. Уста сами собою слагают молитвы теплейшего покаяния. Расторгается дотоле непреодолимая преграда - Мария свободно входит в храм и с плачем исповедует у Животворящего Древа Креста Господня лютые грехи свои. Причастившись неосужденно Святых Христовых Таин и приняв откровение от Божией Матери перейти Иордан и поселиться в безлюдной пустыне для трудов покаяния, подвижница, запасшись лишь несколькими хлебами, исполняет повеленное ей. Семнадцать долгих лет она, поддерживаемая лишь благодатью Господней, ведет непрестанное денно-нощное сражение со страстями и предводителем их - сатаной.

Слушатели мои, ободритесь при слышании об этих вышеестественных подвигах блаженной! Вот мужество, явленное в хрупком и слабом от природы женском естестве! Вот решимость победить, которой нет равных! Вот дерзновенная надежда на водительство Пресвятой Девы, верной Споручницы всех истинно кающихся грешников! Сколько раз бесовские полчища видимым образом устрашали неустрашимую! Как перенесла она нестерпимые жар и холод безжизненной пустыни? Как не погибла от жажды, голода, хищных зверей, болезней? Все превозмогла дивная Мария о укрепляющем ее дух Господе нашем Иисусе Христе!

Слыша о ее покаянии, никто да не говорит более: "Слишком тяжелы и многочисленны грехи мои, чтобы спастись". Да не будет ни единого унывающего и отчаивающегося среди почитателей египетской подвижницы. Ее пример ободряет всякого немощного, изнемогающего в согрешениях брата: борим ли кто бесом блуда, опутан ли узами винопития и чревоугодия, пристрастился ли к скорогибнущим благам века сего. Взывай, человече, как учит нас блаженная Мария, к милосердному Богу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" - и Он услышит и прострет с небес десницу благости Своей и явит в тебе Свою победу, если будешь смирен и терпелив, мужествен и рассудителен. А когда найдет скорбь, теснота, уныние и адская бездна, по действию диавола, откроет свой зев, чтобы поглотить тебя, молись: "Пресвятая Богородице Мария, спаси меня!" - повергая себя мысленно к стопам Преблагословенной Девы, - и свет Божий вскоре снизойдет на твою измученную душу и воскресит ее непостижимым действием Христовой благодати. Пусть же, возлюбленные слушатели, знаком нашей истинной признательности преподобной Марии, светильнику Вселенской Церкви, будет сердечная молитва, слагаемая силой любви к этому земному ангелу покаяния:

"О дивная во святых, преподобная мати наша Марие! Воззри на нас, обуреваемых тьмою греховных страстей, с высоты небесной славы твоей! Вознеси к престолу Вседержителя Бога теплое ходатайство за немощных чад твоих. Да не одолеет нас боритель демон и не поглотит нас, обремененных беззакониями, пропасть адова! Но вдохни в сердца наши дерзновение веры, помоги нам, молитвами твоими, облечься во всеоружие Божие, да возможем устоять в день лютый! Да рекут о нас невидимые враги наши: "Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их" - и расточатся, яко исчезает дым, да исчезнут!

Научи нас, блаженная мати Марие, полагать сокровище наше во Едином Господе Иисусе Христе и всемощной Его благодати, юже трудами покаяния, кровьми, потом и слезами, наипаче же смирением стяжала еси и тако милосердие Отца Небесного к грешникам кающимся прославила еси, Ему же подобает всякая слава со Единородным Его Сыном и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки. Аминь".

5-я седмица Великого поста, 2000 год