Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат


Храм сегодня

Иконная мастерская

В феврале 1991 года из здания храма Всех Святых вынесли остатки мусора. Храм стоял совершенно пустой. Без алтарной преграды и без икон. В это время кто-то из будущих прихожан пожертвовал Казанскую икону Божией Матери (в честь Казанской иконы Божией Матери был когда-то освящён один из пределов храма Всех Святых, а сейчас освящен нижний храм). Но оказалось, что этой иконе нужна была серьёзная реставрация (икона была сильно повреждена, имелись большие утраты живописи). Так возникла иконная мастерская храма Всех Святых. После реставрации этот образ Божией Матери стал первой иконой на тогда ещё временной фанерной алтарной преграде возобновляемого храма.

Руководитель иконной мастерской Виктор Капитанчук С первых дней мастерскую возглавляет Виктор Капитанчук, более тридцати лет проработавший в области реставрации произведений искусства и имеющий научные публикации на эту тему. Начинал он работать один, мастерская ютилась в крошечной комнатке в пристройке к храму. Сейчас творческий коллектив мастерской состоит из восьми человек. Здесь пишут новые иконы и реставрируют старые.

У каждого из иконописцев свой неповторимый стиль. При этом все иконы пишутся строго по традиционной технологии и в соответствии с канонической традицией. Канон не только не скрывает творческие особенности каждого иконописца, но напротив, помогает раскрыться творческой личности во всей полноте. Канон отсекает всё случайное, лишнее, порождаемое страстным произволом художника. Тогда в этой иконописной тишине ярко выступают даже мельчайшие особенности творческого почерка иконописца. Здесь не нужно специальных зачастую вычурных усилий, направленных на самораскрытие художника, как это бывает в светской живописи. Напротив, иконописец стремится передать не своё индивидуальное, но красоту самого первообраза, и при этом естественно раскрывается его собственная личность. Икона пишется так, как она может быть написана только этим иконописцем и никем другим.

Двое наших иконописцев - Людмила Дорофеева и Наталья Таратуева являются членами иконописной секции Союза художников. Другие не вступали в Союз художников, но уровень их мастерства вполне соответствует необходимым для этого требованиям. Ими написаны не только иконы для большого иконостаса храма Всех Святых и иконостаса нижнего храма, посвященного Казанской иконе Божией Матери, но и для других храмов: Св. Алексия Человека Божия, храма св. царевича Алексия в богадельне, храма во имя Св. Троицы при детской больнице имени Св. князя Владимира, храма Св. Тихона Задонского в Сокольническом парке. Кроме того, пишутся аналойные иконы праздников, иконы для крестных ходов и другие.

Однажды в храме Всех святых была обнаружена использованная в качестве дверной доски икона св. апостола Павла. Фотографии позволили установить, что это – икона из прежнего иконостаса, единственная дошедшая для нас. После реставрации она заняла своё место в храме. Много и других икон, пожертвованных и специально приобретённых, нуждались в срочной реставрации. После укрепления и восстановления они разошлись по храмам, которые восстанавливает братство Святителя Филарета. Эта работа была отмечена Патриаршей наградой.

Есть у нас и мастер по работе с древесиной Алексей Худяков. Им разработана специальная методика реставрации и изготовления иконных киотов сложного фигурного профиля.

В настоящее время иконная мастерская продолжает свою деятельность. В дружной творческой атмосфере мастерской эта работа носит подлинно соборный характер. Взаимная помощь, советы и доброжелательная критика, в которой ощущают естественную потребность все наши сотрудники, позволяют им расти в творческом отношении и в совершенствовании профессионального мастерства.

Телефон: 8-499-264-48-30 (спарен с телефоном церковной лавки, так что, возможно, придется набрать дважды)