Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Светлый вторник


От избытка благодати мы даже стали забывать слова и как нам что делать, так нам хорошо. И я всех поздравляю с продолжающимся величайшим праздником Воскресения Христова.

Сегодня мы слышим повествование евангелиста Луки о том, как явился двум своим ученикам Воскресший Господь. Они, эти два ученика, Лука и Клеопа были печальны и уже потеряли надежду, шли себе в свое селение, желая приступить к обычным своим делам. Но все-таки прошедшие события распятия их Учителя беспокоили их, и они, идя по дороге, обсуждали, и неожиданно явился попутчик, в котором они не узнали Христа, но приняли Его за обычного пришельца, вопросили Его, знает ли он о тех событиях, которые произошли в Иерусалиме.

Удивительно поведение Господа – оно все поучительно. А Господь так деликатно входит в беседу, так мягко общается с попутчиками, никак не поражает их, но смиренный вид Его не дает ученикам догадаться и увидеть своего Учителя. Глаза их было удержаны. Само их печальное состояние – они скажут: «А мы-то думали, что Он Тот, который пришел избавить Израиля, думали, что Он и есть Мессия». Говорят в прошедшем времени, разочаровавшись и как бы потеряв уже надежду. Вот само их состояние такой печали и потери веры и есть свидетельство о Воскресшем Христе. Потому что мы понимаем, что это все было реально, что уничижение Господа было беспредельно, так что даже Его ближайший ученики, которые видели множество чудес, можно сказать, бесчисленное множество, видели воскрешение мертвых, и укрощение бури, и умножение хлебов в пустыне, да не один раз, тем не менее пришли в такое печальное состояние. Слаб человек, и Господь показывает нам нашу слабость и невозможность человеку спастись своими силами. И само это печальное состояние есть и свидетельство о том, что Господь действительно умер, что действительно уничижение Христа было столь велико, что пошатнулась даже вера Его учеников.

И как деликатно Господь является. Не перебивает никого, но они сами обращаются к Нему с вопросом, знает ли Он о происшедших событиях. И Господь, зная все от начала века, вопрошает: «О каких?» – это педагогический прием, братья и сестры, нам надо учиться. Мы порой далеки от такого деликатного обращения с ближними. Мы спешим перебить наших собеседников, мы стремимся захватить инициативу, и если у нас есть какая-то информация, если мы что-то хотим кому-то сказать, если имеем своем мнение по какому-то вопросу, то уж извините, помолчите, пожалуйста, буду говорить до тех пор, пока не выскажу все. И нас вовсе не интересует, слушают нас собеседники или нет, понимают они нашу речь, как она отзывается в их сердцах – мы об этом даже не помышляем. Почему? Да потому что мы полностью заняты собственной персоной, своими собственными переживаниями, нам очень хочется поделиться. Мы даже не видим, что человеку в тягость наши речи, и он только и думает, как бы побыстрее закончить разговор и пойти по своим делам.

Вот Господь являет нам в образе такой деликатной обходительности, любви, потому что это и есть любовь, которая не ищет своего, не навязывает, не поражает никого своей правдой, своей силой. Но действует подобно кормилице, которая бережно берет младенца и подносит его к груди, наблюдая, как он сам тянется к молоку, как он сосет. Помогает ему, но никак не пытается навязать ему свою волю. Вот Господь действует таким образом и учит нас тоже в общении быть очень скромными. Даже когда мы знаем то, о чем нас спрашивают, не обязательно отвечать все, что мы знаем. Гораздо полезнее дать слово своему собеседнику. Потому что, спрашивая нас, он на самом деле сам хочет сказать что-то, и этот вопрос часто бывает просто риторический. А мы этого даже не чувствуем, не замечаем, так нам хочется высказаться.

И вот Господь, зная все, слушает, как они рассказывают, не тяготится длиннотами, но Он зрит душу человеческую, Он видит их переживания. Для Него это важно – что в душе его учеников. Он видит, как они с любовью вспоминают своего Учителя, как печальны они поэтому, их печаль рождена любовью. И потому Он действует дальше. Он начинает им, ссылаясь на Священное Писание, изъяснять его и показывать, что так и должно было пострадать Христу, начав от самого Моисея, то есть от Книги Бытия. И это очень важное свидетельство. Потому что очень много лжеучений о том, что мир существует миллионы лет каких-то непонятных, непонятно, откуда он, пришел этот мир. А вот Господь указывает на Моисея, тем самым свидетельствуя о том, что это откровение Божие, истина, и то, что написано в Книге Бытия – это Божие откровение, Моисей не сам это сочинил, потому что он не был во времени творения мира. Но Господь ему об этих днях творения все открыл необходимое для спасения рода человеческого.

И как мы знаем, первое свидетельство о Христе есть свидетельство Книги Бытия, которую мы читали с вами в начале Великого поста о том, что Господь полагает вражду между змием и семенем жены, пророчество, что семя жены сотрет главу змия. И что нам нужно блюсти эту главу. Блюсти главу змия значит, как изъясняют святые отцы, наблюдать за помыслами лукавого духа, которые он всевает в наши сердца и сокрушать их, не давать ему ужалить нас в пяту, потому что пята – это есть то, что соединяет нас с землей. Мы все земные люди, из земли созданы, и лукавый этим очень пользуется – через плотские желания и потребности он пытается нас поработать своему лукавому духу.

Господь указывает на Моисея, значит, все, что там описано есть истина и это все указывает на Христа. И именно в Книге Моисея мы читаем о исходе Израиля из египетского плена по повелению Божию через чудеса, через расторжение водных глубин, так что Израиль беспрепятственно прошел по дну моря, как посуху. Это прообраз крещения, через которое мы входим в Царство Божие, и сам исход есть переход от рабства к свободе чад Божиих. Из вот всех пророков, мы знаем, пророк Исаия был столь точен в своих пророчествах, Господь открыл сами страдания Христа, и мы их произносим, когда совершаем Божественную литургию.

Господь научает нас доверять Священному Писанию, чтобы мы внимательно его исследовали и читали не как простую книгу, но все время задумывались. Священное Писание ставит перед нами множество трудных и порой противоречивых, неразрешимых для нас вопросов, ища ответы на которые, мы приходим к постижению замысла Божия и укрепляемся в вере. Это педагогический прием, Господь нас воспитывает, это Отец, Который любит Своих чад. Поэтому он нам не только дает что-то готовенькое, но часто требует от нас трудов, усилий, как и мудрые родители требуют от своих детей таких усилий для их возрастания и укрепления и разума, и тела.

И вот даже слыша эти удивительные изъяснения о Христе из всего Священного Писания, ученики еще не узнают Христа. Они, конечно, ощущают необычность спутника, им хочется продолжить беседу. Поэтому когда уже они приходят в свое селение, Господь опять нам дает урок деликатности. Он делает вид, что Ему нужно идти дальше, и Он никак не навязывает Себя своим спутникам. Хотя уже день клонится к вечеру, и было бы можно подумать о ночлеге, но Он дает эту возможность своим спутникам – подумать о ночлеге своего неожиданного спутника и предложить ему отдохнуть у них в доме. То есть сердца их не окаменены, они чувствуют необходимость помогать людям и тем более такому спутнику. Они приглашают Его, и Господь тут же соглашается. Он уже не делает вид, не пререкается, но принимает это предложение.

Так и нам тоже нужно не навязывать своего, не вынуждать людей сделать для нас что-то, даже сделать вид, что мы этого и не ждем, хотя, может быть, ждем. Но человек пусть сам в свободном своем побуждении творит добро. И когда нам что-то доброе делают, чтобы мы не отказывались. Потому что очень часто гордость восстает, и мы, даже имея нужду в том, что нам предлагают, отказываемся по гордости и начинаем говорить много слов о том, что у нас все есть и нам это не нужно. Вот так удивительно гордость нас запинает и не дает возможности осуществиться любви. Потому что человек хочет нам сделать добро именно по любви, а мы эту любовь отвергаем. Гордость не терпит никакого унижения: как это я приму милостыню от кого-то?

Вот Господь принимает эту милостыню, входит в дом и принимает предложенную трапезу. И о чудо! – Он преломляет хлеб и благословляет его. Ученики узнают своего Учителя. Само вот это преломление, мы понимаем, оно указывает на ту заповедь, которую Господь дал ученикам, тот завет новый в Его крови дал на Тайной Вечери. Они тут же становятся зрячими. Это тоже для нас очень поучительно. Потому что порой мы хотим вытащить себя сами за волосы из того болота, в которое мы попали по своей греховности. А освободить нас от греха может только Господь, сделать нас зрячими. И услышать заповедь Божию может только благодать Божия и не иначе как через Таинства Церкви, особенно через Евхаристию и принятие Святых Животворящих Тела и Крови Господних.

И вот они узнали Христа, и для них Он стал невидимым. Не то чтобы Он исчез, просто для них Он исчез. Это тоже говорит о том, что Бог являет себя нечасто. И это действительно событие великое и сверхъестественное. Господь являет Себя душе человеческой различными образами. Я не имею в виду видениями, но по-разному, и прежде всего прикасаясь к нашим сердцам, очищая их от тех или иных страстей, делая нас способными узнать и исполнять Божественную заповедь любви, обрести в себе истинное смирение. Не показное, которое от гордости, а глубокое Христово смирение, о котором Он говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. И обрящете покой и радость, и мир вашим душам», чего мы собственно всегда и хотим, когда нас обуревают страсти. Мы, приходя даже на исповедь, не понимаем, что нужно просто смириться и покаяться. И ждать, чтобы Сам Господь очистил нас от всякой скверны плоти и духа даровал нам этот смиренный покой. Несмиренная душа ну никак не хочет смиряться, никак не понимает, что это такое.

И это невозможно действительно, смирение – это сверхъестественное состояние, это не то, что можем себе представить. Это не какая-то бесхребетность, безволие, малодушие. Ничего общего нет у Божественного смирения с такими порочными состояниями. Поэтому никак не можем мы родить смирение, оно подается Богом, когда Господь видит наше желание смириться, когда мы делаем дела любви, когда мы стараемся исполнить заповеди хотя бы внешне, понимая, что все это не то, что все это в рамках нашей греховной природы. Но это не значит, что мы должны опустить руки и ничего не делать. Нет, вовсе нет. Мы должны стараться делать, как можем. Тем более что после святого крещения в нас почивает благодать Святого Духа, которую Господь обещал учениками и которая явилась в день Пятидесятницы во всей полноте, созидая Церковь. Мы как члены Церкви всегда причастны благодати Божией, поэтому надо это помнить и давать место Богу, давать возможности Богу говорить в нас, не перебивать Его, но быть молчаливыми молитвенными душами, ищущими правды Божией, Царства Божия и веруя, что все остальное приложится нам.

Не будем печалиться и суетиться в своих земных потерях, но будем радеть о приобретении Царства Божия, в своих сердцах. Так чтобы в них присутствовала вера, терпение, и любовь, и мир, и радость, и благодарение – все те добродетели, которые начертывает Господь Своим Духом в наших сердцах и что показывает нам Сам, Своей жизнью, Своим словом и через Своих учеников, то есть тех святых, которых мы почитаем, прежде всего через Матерь Божию. Она являет удивительною глубину слышания заповедей Божиих, удивительную глубину молитвы, смирения. Именно поэтому Господь Ее избрал из всех и нарек Ее благословенной в женах, и Она Сама изрекла: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Вот благодаря этому дару смирения, который Она восприняла и смогла вместить, мы с вами празднуем сегодня праздник Христовой Пасхи. Мы поэтому благодарим Бога за то, что Он отыскал во всем роде человеческом Пречистую Деву, ставшую Ему Матерью. И в сегодняшний день мы особо Ее почитаем, возглашая, как и на всех службах, возглашая Ей подобающее почитание и вспоминая также чудо иконы Иверской, которая лежит у нас на аналое посреди храма.

Будем подходить к кресту, к иконе. Икона Воскресения удивительно изобильна так в своих изображениях всего, что связано с Воскресением – там и сошествие во ад, и явление Христа Воскресшего, и Голгофа, и Троица – там все домостроительство Божиего спасения и в центре Христос Воскресший. Такая очень глубокая икона по своему догматическому содержанию. И рядом икона Пресвятой Девы. Да благословит нас Господь в эти святые дни подражать Ему в тихости верующего смиренного молчаливого сердца, что Богу благоугодно. Никого не осуждать, никому не досаждать и всем оказывать соответствующее почтение, особенно своим родителям, живым или усопшим, своим женам, мужьям, детям – всем стараться передать ту великую радость благодатную, которую мы обретаем сегодня в Церкви Христовой.

Христос Воскресе!

Сегодня богослужение начнется в 17 часов, и оно будет повторять пасхальный чин. Вся Светлая седмица как единый день Воскресения Христа. Врата открыты, и практически все поется. Дома тоже нам надлежит больше петь псалмы, и пасхальные песнопения, все, что свидетельствует о Воскресшем Господе.