Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Евгений Каньшин

Память святых мучеников Фотия и Аникиты


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня Церковь воспоминает святых мучеников, пострадавших во время правления императора Диоклетиана, с 284 по 305 год, святых мучеников Фотия и Аникиты, которых Церковь поминает как святых исцелителей, обращается к ним за исцелением. И мы с вами можем рассмотреть оставшиеся сведения из житий этих святых мучеников и увидеть, что вот напрямую к медицине они не имели такого отношения. Святые мученики, Аникита был военным сановником, а Фотий был его племянником, еще достаточно молодым человеком. Они занимали должности на государственной службе, собственно говоря, были христианами, молились Христу, истинному Богу, и служили верой и правдой государству, империи.

Все было хорошо до того момента, пока не взбрело в голову Диоклетиану для устрашения христиан выставить на центральной площади города Никомедии орудия казни – всякие, всевозможные пыточные орудии, колеса, какие-то там котлы с оловом, в которые бросали христиан, какие-то еще страшные орудия для того, чтобы все устрашились. Тогда как раз христианство развивалось, и Римская империя, несмотря на сопротивление язычества, постепенно становилась христианской. А через сто лет после этого времени и вообще император Константинополь издал буллу о веротерпимости, о том, что христианство признается государственной религией и гонения все прекращаются на христиан. А вот за сто лет до этого как раз Диоклетиан боролся с христианами и вот так вот, выставив орудия устрашения, воздействовал на страхи горожан своих. Все, кто желал быть со Христом, все должны были взирать на эти пыточные орудия, устрашиться, отказаться от своей веры и поклоняться дальше языческим истуканам.

Но вот это так до глубины души возмутило Аникиту, что он, будучи военным сановником, человеком смелым, горячим, человеком сильной веры, сильной воли. Он был глубоко возмущен, что так низко император себя поставил, так он, пытаясь жестокостью отъявленной такой вот запугать народ, ведь сам себя унижает, что он пошел к императору и сказал, что ты себя позоришь, выставив эти орудия казни для христиан. Позоришь себя и унижаешь империю, ведешь себя не как великий правитель, а ведешь себя как ничтожный человек, как убийца просто-напросто. Сказал ему, что я христианин, и я не боюсь твоих ухищрений и всего того, чем ты запугиваешь людей. Поэтому, пожалуйста, делай что хочешь, но я тебе говорю, что истинный Бог Христос Живый, а идолам твоим поклоняться не буду. И Диоклетиан, конечно, был в шоке от такого заявления своего военного сановника – была его должность комит при войске императора. Он был поражен и сразу, конечно, распорядился, чтобы истязали Аникиту, для того чтобы заткнуть ему рот, чтобы он не говорил ничего. И повелел вот на всех этих орудиях его как раз-то и истязать.

Надо сказать, что Господь, дающий силу исповедовать Его имя святое, дающий крепость сердцу и крепость воли, Христос укрепил и Аникиту. И надо сказать, что он так говорил хорошо с императором, так внушительно и со всеми окружавшими императора, даже во время казни, что император повелел отсечь ему язык. Чтобы никто не слышал его речей, чтобы это слово, которое жжет внутри и не дает покоя императору и всем язычникам приближенным, чтобы это слово больше не звучало, что и сделали. Тут уже борьба идет не против Аникиты, а против Самого Христа. Господь многажды Аникиту возвращал в крепкое состояние, в здравие, и укреплял его. Так что даже и с отсеченным языком все слышали его речи, он мог четко и ясно излагать, это уже, как говорится, выше природы. Но терпеть то, что терпел он, никто не может, если не укрепит его Господь.

И вот далее же проповедь Аникиты началась не столько словом, сколько самим своим видом истязуемого человека, окровавленного всего, которого били воловьими жилами, бросили в цирке на съедение льву. Но сами понимаете, вид растерзанного человека, крови обильной, всего, должен был хищника возбудить так, что он на глазах у всех должен был, как ожидалось, растерзать Аникиту. Но зверь не причинил никакого вреда Аниките, наоборот, вел себя смиренно, очень смиренно, ласкался к Аниките. И об этом узнал, о происходящих событиях узнал его племянник Фотий, о том, что истязают Аникиту, дядю его. И Фотий прибежал на это место, тут же выбежал к своему истязуемому дяде и объявил во всеуслышание всем, что он тоже христианин. И что император позорит себя этими действиями, истязаниями христиан, и что исповедовать и молиться надо истинному Господу Иисусу Христу, а не поклоняться истуканам.

И в это время совершилось землетрясение. Был разрушен храм Гермесу, развалился на куски. И многие иные идолы, которые были, по обычаю, воздвигнуты по разным местам, были сокрушены от этого землетрясения, распались, развалившись, что, конечно, потрясло очень многих людей. Видели в этом язычники знамение, гнев Бога и сочли, что Бог Аникиты и Бог Фотия велик и силен. К тому же, видя, что брошенные в темницу Аникита и Фотий, которого также начали истязать, брошенные в темницу святые мученики на следующее утро оказываются исцеленными от своих ран и все тщетно пытаются их убить, люди веровали во Христа. И стекались уже посмотреть не то чтобы как бы мучения чьи-то, да, это было в обычае у римлян и других народов империи – хлеба и зрелищ, бесплатно раздавали людям хлеб и устраивали всевозможные представления от разных оргий и истязаний, и убийств сотен людей. Стекались уже не на это смотреть, как на развлечение, а стекались, всей душой сочувствуя, сопереживая Фотию, Аниките, и всей душой уже и вера в них воскресала, в этих людях. И вера заставляла их идти, исповедовать имя Христово, так что с Фотием и Аникитой еще иные, также исповедуя себя христианами, тоже шли на эти мучения, видя, как Бог укрепляет людей.

Надо сказать, что события были такие очень явные, так что император приказал отсечь главы этим святым мученикам. Но палач, занесший меч, уронил его на себя и, поразив тем самым мечом, убил сам себя. Вот так как-то случилось. Иные пришедшие, другого палача призвали, и тот тоже, подняв меч, уронив его, так же сам себя поразил. Более уже не пытались отсекать головы святым мученикам, но собрали всех и окрестных христиан, кого знали, всех кто был заточен в темнице в то время, всех собрали и решили их в пещи сжечь. Огромная печь была воздвигнута раскаленная, и святых мучеников отвели в эту печь. Святые мученики предали душу свои в руце Божии, скончались там, но огонь нимало не вредил им. Так что когда христиане тайком потом забирали тела святых мучеников, они были в целости и сохранности. То есть Господь Сам прекратил эти мучения, забрав их души в руце Свои, в Царствие Небесное. Всем был преподан великий и страшный урок, и прежде всего императору и всему язычеству, в лице этих святых мучеников. События страшные, события потрясающие, события великие, события, которые заставляет любого человека осмыслить свое бытие и свое вероисповедание.

Святые мученики, наверное, потому и призываются Церковью как святые исцелители, наряду с Косьмой и Дамианом, Пантелеимоном, Ермолаем, Самсоном, Диомидом и вот Фотий и Аникита, если мы с вами вспомним чин Соборования, Елеосвящения, то как раз в молитвах на исцеление эти святые мученики и призываются. Наверное, потому что великие исцеления подавал им Господь от любых ран, которые наносили им мучители. И прежде всего, исцелили они очень многих от заблуждений, от жизни развратной, от жизни в язычестве, в идолопоклонничестве. Святые Аникита и Фотий победили самого императора и все язычество вместе с ним. Поэтому будем молиться этим угодникам Божиим, чтобы они укрепили веру, исцелили и наши душевные и телесные недуги и укрепили нас в уповании на Господа Бога.

Видите, как решимость исповедовать Господа подвигла их высказать свою веру императору, а далее уже Сам Господь укреплял их. От них требовался только момент решимости, преодоления страха и преодоления внутри себя этой борьбы за жизнь. Как сейчас вот многие держатся и страшатся прежде всего потерять свою жизнь. Но святые мученики именно эту жизнь как дар и веру принесли Господу. А за это Господь их и прославил и еще многих обратил к покаянию.

Святые мученики Фотий и Аникита, молите Бога о нас!