Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Казанской иконы Пресвятой Богородицы. На евангельское чтение о богаче и Лазаре


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, и праздник Пресвятой Богородицы в честь Ее чудотворного образа, мы слышим слова Самого Спасителя, Богочеловека, Который пришел в этот мир, чтобы спасти грешников, и каждое Его слово есть откровение явления Его любви каждому из нас и желания спасти. Господь в притчах отверзает Свои уста, как было возвещено пророком, и сегодня мы слышим такую притчу о двух людях, которые жили на этой самой земле, Богом сотворенной, жили они в разных условиях, как бы мы сказали, в разном достатке.

Некий человек богатый, который изысканно одевался в самые дорогие одежды, сшитые из порфиры и виссона, и каждый день у него был праздником, он устраивал пиры, насыщался всем, чем только можно было пожелать и, как говорит евангелист Лука, «пиршествовал светло», то есть радостно. Приглашал, наверное, близких своих, гостей и таким образом насыщался этой жизнью сполна. Это одна сторона, один образ.

Другой – некий Лазарь, который был нищим, то есть ничего не имел, и он, желая напитаться, лежал у ворот этого богача в струпьях, то есть испытывал тяжкие болезни и немощь, что даже и сидеть не мог, и он желал напитаться хотя бы крошками. Мы вспоминаем хананеянку, которая на слова Христа, что не должно давать хлеб псам, ответила, что и псы едят крохи, которые падают с трапезы господ. И вот этот Лазарь этих крох не мог получить, он только надеялся. И собаки утешали его, облизывая его струпья. Как мы знаем, собака лижет свои собственные раны, потому что слюна имеет целительные свойства. Но и не только собаки, наверное, мы тоже так делаем. А вот собаки лизали его струпы, то есть являли воистину жертвенную любовь к этому человеку, чего мы не можем заметить в богаче, который, казалось бы, ничего плохого не делал, жил в полном достатке, может быть, и Бога благодарил, но почему-то не видел этого нищего и его бедственного положения.

И вот в притче все очень быстро происходит. Умирает нищий и, как говорит Господь, «отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его». Разные слова использует Господь, чтобы обозначить одно и то же событие – смерть человека. Ну мы понимаем уже, будучи христианами, что смерть это не конец, это лишь переход. И вот в этой притче Господь нам собственно это и открывает, что душа не умирает, душа, расставаясь с телом, продолжает свое бытие. Это Божие откровение нам это очень полезно всегда помнить. Потому что есть люди, которые вообще не верят в загробную, так называемую, жизнь. Но такое название немножко странное, то есть жизнь, которая начинается после погребения. Она не в гробу, она где-то в ином месте, в ином состоянии. И вот даже в самом образе смерти мы видим разницу. Ангелы уносят душу Лазаря на лоно Авраама, то есть в место, где пребывают праведные. Авраам – это великий праведник, он явился родночальником народа, в котором произошло чудо Боговоплощения, в котором родилась Пречистая Дева.

Важно то, что Лазарь назван по имени, а богача имени мы не знаем. Это тоже не случайно. Это говорит о том, что имя это как бы суть человека, его душа, и безымянная душа – это страшно. Мы все получили имена в Крещении, святые имена, и Господь Своим ученикам говорил: «Не радуйтесь о том, что бесы вам повинуются, а радуйтесь о том, что имена ваши написаны на небесах». И вот здесь Господь это и показывает, что имя этого нищего оказывается известным даже нам, а вот имя богача неизвестно, то есть его участь печальна, он не оказался в этой Книге Жизни на небесах.

В чем же собственно здесь для нас назидание? В чем смысл этой притчи? Разве нам запрещено пользоваться земными благами? Разве мы не можем просить Бога о умножении благ земных, в том числе и здоровья, и достатка, разве это грех? Наверное, грехом является не само пользование благами земными, которые тоже Бог сотворил, ибо всякое благо, в том числе и земное, от Бога, от Отца светов. И Господь для этого и сотворил эти блага земные, чтобы мы, употребляя их, всегда чувствовали, как любит нас Отец Небесный. Чтобы мы не присваивали это себе, как принадлежащее нам по праву, а воспринимали это как милость Божию. Светит ли солнце, имеем ли мы возможность отдыха, имеем ли мы одежду, имеем ли мы пищу – все это дары Божии, необходимые нам для нашей земной жизни. И Господь сотворил этот мир и продолжает этот мир Своей любовью поддерживать, и мы все нуждаемся во многом, и наша жизнь вся в руках Божиих. Поэтому земные блага для нас действительно жизненно необходимы.

Но в чем же опасность? А в том, что человек эти земные блага начинает воспринимать как самое ценное, он стремится обогатиться материально, вовсе забывая о обогащении духовном, о том, что есть высшие блага, которые Господь щедро желает преподать нам, особенно в Церкви Своей, и прежде всего в Святых Дарах, в таинствах Церкви. И если мы земное поставляем выше небесного, то это беда, это ведет человека к отчуждению от Бога, а значит, к ожесточению его сердца.

Почему богач не видел этого нищего, почему он не мог поделиться с ним тем изобилием, которое ему даровал Бог? По причине поврежденности сердца своего, нечувствия к нужде другого человека, который такой же, как и он, этот богач, тоже сотворен Богом, тоже имеет бессмертную душу, но Промыслом Божиим поставлен в другие условия. А для чего? А для того, чтобы богач смог проявить милосердие и напитать его. Если бы все люди состоятельные на земле поделились бы своими богатствами с людьми малоимущими, то никаких проблем бы вообще не было материальных, все бы были сыты, одеты, с изобилием. Но вся беда в том, что оскудевает любовь в этом мире, что гордость характеризуется нечувствием и немилосердием к окружающим людям. И человек гордый, теряя связь с Богом по причине того, что дух гордыни его захватывает, и он уже не чувствует необходимости в молитве, он уже Бога не благодарит, он подвержен действию демонических страстей. И хочет иметь еще больше, изобретая самые изысканные удовольствия, он хочет иметь власть над всем миром, забывая о том, что он всего лишь Божие создание, полностью зависим от Бога. Вот почему имя этого богача нам неизвестно, что он именно пошел этим путем, путем гордости и немилосердия.

И для нас очень важно научиться пользоваться земными благами во славу Божию, как апостол говорит: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, делайте все во славу Божию, – то есть с мыслью о Боге. Вообще для чего Господь нам дает необходимость постоянно искать пропитания и прочие нужды. Ну особенно пища для нас необходима. Без многого человек может обойтись, но вот без питания долго не проживет. И вот во время войн самым дорогим является именно питание, средства к существованию.

Когда Господь умножил хлеба и напитал в пустыне пять тысяч человек, Его тут же захотели сделать царем, потому что пища, которую Он произвел вот так чудесно, могла обеспечить мировое господство. Можно было нанять таких воинов, завоевать весь мир – только корми их, давай им все необходимое и они обеспечат твое всемогущество. Поэтому Господь скрылся от этих людей, которые, получив вот это чудесное насыщение, захотели Его уже и поставить земным царем и господствовать в этом мире. Да, пища это очень важно. Поэтому мы всегда перед тем, как вкушать пищу, молимся Богу, ибо Церковь нас учит осознать, что вот это земное есть дар Божий. И каждый кусок хлеба, или какой-то фрукт, или овощ, все что Бог произрастил на этой земли Своей любовью, все это для нас является напоминанием Божественной любви, что Бог сотворил этот мир для любви. Для того, чтобы мы, вкушая эти блага, без которых жить не можем, то есть вся наша жизнь она питаема Богом – это только видимая часть, еще и невидимая, – чтобы мы прославляли Создателя и через это восходили к высоким и благодатным дарованиям, которые Бог приготовил всем любящим Его. Поэтому христианин должен учиться пользоваться земным, прославляя Бога и делясь этим земным с нуждающимися, чтобы умножалась любовь, чтобы Бог присутствовал в нашей жизни.

И конечно, для нас высочайшим примером является Пречистая Дева. Она соединила в Себе небесное и земное. Если Господь Иисус Христос есть Бог по существу, то есть рожденный превечно от Отца, Истинный Бог от Истинного Бога, то Божия Матерь есть плод родителей, Которая восприяла по Своей чистоте, по Своему внутреннему устроению такую благодать, что занимает самое высшее место, которое только может человек восприять, тварный человек в Богом созданном мире – Она рядом со Христом. И Она покрывает Своей любовью всех нас, всю Церковь. И особенно Ее отношение к русской земле, потому что русская земля – это центр, духовный центр, Богом учрежденный и данный Пречистой в удел. Поэтому мы все под покровом Божией Матери до сего дня, слава Богу, пребываем, хотя события Смутного времени, 1612 года, нас ужасают, когда Русь, казалось бы, уже погибает и воцаряется нечестие, но молитва к Божией Матери спасает Русь. И мы сегодня празднуем это великое торжество духа над плотью, торжество любви над окаменным нечувствием.

Желаю всем нам, по молитвам Божией Матери, окрыляться и, вкушая пищу, делиться ею с ближними. А главное, прославлять Бога и искать высшей пищи – Хлеба Небесного, становиться новыми людьми для новой блаженной жизни. Аминь.