Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Святителя Иоанна Милостивого. На евангельское чтение о милосердном самарянине


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – с таким вопросом обратился некий законник ко Христу, искушая Его. Сам вопрос, конечно, очень правильный. И этот вопрос мы должны себе задавать каждый день: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Это является самой главной целью для человеческой жизни. Порой люди вообще теряют всякий смысл жизни – для чего я живу, что мне в этой жизни нужно, я уже устал от нее, – совсем забывая о том откровении Божием, которое нас призывает в Небесное Отечество. Беда этого законника была в том, что он лукаво спрашивал, искушая Христа, пытаясь уловить Его в слове.

Господь показывает нам пример мудрого и кроткого отношения к Своим недоброжелателям. Он обличает его его же собственными словами. Зная о том, что вопрошает не для того, чтобы действительно узнать ответ, но показать свою ученость или как-то поставить Господа в трудное положение, Он спрашивает: «А что написано в законе?» И тот отвечает: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением Твоим и ближнего твоего, как самого себя».

Удивительно, что в Ветхом Завете мы находим эту заповедь любви к Богу и ближнему. И Господь эту заповедь и Сам напоминал Своим ученикам в другое время и говорил, что на этой заповеди висит весь закон и все пророки, то есть все мироздание. Ибо закон и есть то, что управляет этим миром и держит его в упорядоченности. Оказывается, мир создан любовью Божественной и держится любовью, как бы висит вот на этом крюке, который есть Божественная любовь. Все движется и существует единственно благодаря Божественному попечению об этом мире, которое и раскрывает нам любовь Создателя к Его созданию, и прежде всего к человеку, ибо человек есть высшее творение Божие, бог по благодати. Человек – это существо богоподобное и призванное к тому, чтобы возрастать до самого теснейшего соединения со своим Создателем и царствовать вместе со Святой Троицей в богосотворенном мире. Поэтому Господь хвалит этого законника: «Правильно ты отвечал, поступай так и будешь жить». Имеется в виду, жить вечно. Для Бога жизнь не имеет предела, для Бога жизнь – это всегда вечная жизнь.

И этот законник, пытаясь как-то оправдаться, потому что вроде бы, что ты спрашивал, если ты ответ-то знаешь, измышляет некое еще вопрошание: «А кто мой ближний?» И Господь прибегает к такому излюбленному Своему приему, педагогическому, как бы мы сказали, в форме притчи. Он рассказывает притчу о некоем человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам. Иерусалим на горе находится, это образ Небесного Царства, Иерихон, наоборот, город проклятый, разрушенный Богом, и в этом городе запрещено вообще было селиться и жить там. Евреи нарушили это Божие благословение и вновь там жили и входили в отношения с местными язычниками. Это символ души, которая спала с неба и блуждает по просторам земной жизни. Разбойники – это демоны, которые нападают на душу и пытаются ее убить, разорить, ограбить – вот то, что и произошло в притче, человек этот оказался на грани смерти, был покалечен, ограблен и брошен.

И вот проходят разные люди, левит – то есть диакон, священник, боятся приблизиться к этому умирающему человеку и проходят мимо. А вот некий самарянин, то есть человек поврежденной веры, мы знаем, с самарянами иудеи даже не общались, он сжалился над потерпевшим, он перевязывает ему раны, возливая масло и вино. Мы совершаем таинство Соборования, как раз вспоминаем эту притчу, потому что освящается масло и вино как такие вещества, использующееся для врачевания ран, и символически освященное масло врачует уже наши души, пораженные грехом. И масло имеет такое символическое значение в богослужении, каждый праздник мы принимаем помазание маслом. И маслом человек получает благословение и дар Святого Духа, мира святого после Крещения. И вот этот самарянин оказывает ему первую помощь, не оставляет его в этой пустыне, но сажает на своего осла и довозит до гостиницы и там за ним ухаживает. И дает денег хозяину, чтобы тот позаботился о нем, и просит, чтобы он не скупился, делал все необходимое, если издержит больше средств, он обязательно ему возместит.

Дальше Господь вопрошает: «Кто, ты думаешь, был ближний попавшему в разбойники?» Законник отвечает: «Тот, который оказал ему милость». Милость – это есть проявление любви, той самой любви, которая заповедана Богом в отношении людей, а наипаче в отношениях людей и Бога. Ибо Бог наш Небесный Отец, и Его любовь явлена во всей нашей жизни, во всем мироздании. И беда наша, что мы этого порою не чувствуем и принимаем как должное все Божии дары, присваиваем их себе, вовсе не думая благодарить Бога и ответить на Божественную любовь своей любовью.

А заповедь говорит о том, что Бога мы должны возлюбить, должны в том смысле, что это является для нас так же необходимо, как воздух и гораздо больше. Что без Божественной любви душа просто погибает, и поэтому наша природа, она так создана, чтобы мы откликались на Божественную любовь, и таким образом любовь распространялась в творении Божии через человека. И вот эта заповедь любви, она удивительна, потому что, оказывается, любить можно не только, как бы мы сказали, чувствами, или сердцем, любить человек может и умом, и даже телом, и душой – всем своим существом. Вот какова эта удивительная заповедь: возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою и всею крепостью твоею.

Святые отцы здесь видят трисоставность человека. Сердцем именуется телесный состав, ибо сердце обеспечивает наше тело животворной кровью, и от работы сердца зависит наше здоровье, наша жизнь телесная. Поэтому если сердце останавливается, человек умирает. Душа – это, понятно, высшая составная часть человека, невидимая – наши чувства, различные наши свойства душевные. А вот ум – это уже есть высший дар. Высшая составляющая духовная человека, возможность его постигать замысел Божий и соединяться с Богом в молитве сердечной. Здесь уже сердце имеется в виду духовное, не будем путать его с телесным. И таким образом, человек призван любить Бога и душой, и телом – сердцем, и разумением своим – то есть высшими своими способностями восхождения к Богу. И всею крепостью твоею. Крепость – это говорит о том, что любовь, она всего человека отдает любимому, и вот эта крепость – это полнота любви и самоотверженность.

Вот как заповедь удивительна, которая призывает человека любить Бога всем своим существом – и душой, и телом, и духом. Поэтому апостол дает такую заповедь, напоминает точнее ее: все что ни делаете, ешьте ли, пьете ли, занимаетесь какими-то вполне земными телесными делами – делайте все во славу Божию, то есть с молитвой, с прославлением Бога. Вот тогда является Божественная любовь, когда мы всякое свое дыхание посвящаем Богу. И заповедь любви выражается в милосердии, то есть в служении ближним, прежде всего. Бог служит всем нам, по Своей неизреченной любви говорит: «Кто хочет быть большим, тот будет всем слугой». И Сам Он является слугой для всякого человека, желая его спасти и привести его в радость вечной жизни. Как мы знаем, любовь никогда не проявляет насилия, и Господь всегда оставляет нам свободу выбора, призывая нас к любви, не навязывает нам Свою любовь, не заставляет нас любить Себя. Хотя мы очень часто требуем любви к себе и обижаемся, негодуем, когда не получаем эту любовь. Это говорит о том, что наше устроение порой вовсе не соответствует заповеди о любви к Богу и ближним, мы любим как бы самих себя, на самом деле находимся в гордостном и греховном состоянии.

Вот сегодняшний святой, Иоанн Милостивый так и назван, потому что он эту заповедь исполнял во всей полноте и не только в своих молитвах к Богу являл эту любовь, но и в деятельной жизни, будучи епископом он питал тысячи нищих, разрешал их трудные ситуации, помогал болящим, посещал больницы. Был награжден от Бога многими дарованиями, но источник его этой многогранной деятельности была любовь к ближнем, милосердие. И своей жизнью он показал, что именно через исполнение заповеди любви к ближнему мы можем приблизиться к Богу и войти в радость вечной жизни. О чем нам говорит эта святая заповедь и притча, которую сказал Христос.

В завершение слова скажем, что в образе самарянина Господь изобразил Самого Себя. Он часто назывался самарянином своими противниками, потому что родился в Галилее и даже говорили, что Он бесноватый. А Господь являл Свою милость роду человеческому. И душу каждого человека Он вот так бережно и самоотверженно врачует и желает поместить ее в гостиницу, которая изображает Церковь Христову, где гостиничные, то есть священнослужители, преподают человеку все необходимое для спасения. В Церкви мы обретаем те силы, которые нам необходимы, чтобы победить в себе грех, победить в себе зло и стать наследниками Царства Божия. Аминь.