Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Память преподобного Вукола, епископа Смирнского


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Поздравляю всех, отцы, братья, сестры, с праздником Сретения Господня, который продолжается и нас всех питает благодатью Христовой. Мы, воспоминая встречу Господа в Иерусалимском храме с праведниками Ветхого Завета Симеоном и пророчицей Анной, сами идем навстречу Христу, сами желаем принять Его в объятия собственного сердца, встретить Его в духе, ибо человек получил от Бога такую вышеестественную способность – сочетаться с Создателем в молитве, в таинствах Святой Православной Церкви. Особенно в таинстве Святого Причащения, к которому мы сегодня многие приступили.

Сегодня Церковь почитает преподобного Вукола, который был учеником святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и был им поставлен первым епископом Смирнской Церкви в Малой Азии. Это одна из тех церквей, к которым обращено было откровение, данное Иоанну Богослову. И он много потрудился для просвещения людей, крестил множество язычников, был опытным и мудрым наставником, защищал свою паству от множества лжеучений, ересей и скончался мирно уже в начале II века по Рождестве Христовом.

Сегодня мы слышим евангельские слова о разорении Иерусалима, в пророческом смысле которые относятся и к последним временам, когда говорит Господь: «Вы увидите мерзость запустения, предреченную пророком Даниилом, стоящую, где недолжно, читающий да разумеет. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Это слова Христа, обращенные к ученикам. Господь пророчествует о скором разорении Иерусалима, после того как Мессия будет распят в нем. Но мы видим, что здесь говорится и о последних временах, о пришествии антихриста.

В то же время святые видят в этом ту духовную брань, которую ведет каждый человек каждый христианин в своем собственном сердце, ибо сердце человека и есть то святое место, где пребывает Господь. И мерзость запустения, которая стоит, где недолжно, то есть в сердце человека, является нечистый дух, те злые помыслы, которые мы порой по неосторожности и по неопытности принимаем. Если не осознаем этого греха, если не обратимся к Богу, если не убежим в горы, то есть не возвысим свой ум и сердце навстречу Богу, то эта мерзость запустения будет осквернять всего человека, как Господь говорит: «Если око твое лукаво, то и все тело твое будет темным».

Здесь Господь говорит, конечно, не только о внешних событиях, но и о тайне хранения сердца человека от злых помыслов. И дает указание о молитве, о том, чтобы человек не допускал приятия сердце своим нечистых злых и богомерзких помыслов. И пророчествуя о времени отступления, Господь говорит, что в те дни будет такая скорбь, которой не было от начала творения, которое сотворил Бог даже доныне и не будет. Но чтобы мы не ужасались и не впали в отчаяние, Господь тут же и утешает, говорит: «Если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть. Но ради избранных, которых Он избрал, сократит те дни». Кто это избранные? Это Церковь Христова, люди, взятые в удел, как говорят в слове Божием, которые захотели последовать Христу и взять свой крест, Богом данный. И Господь обещает сохранить Церковь до скончания века, врата ада не одолеют ее, и поэтому сократит дни беззакония. Мы знаем, что время антихриста ограничено, известно – это три с половиной года будет попущено Богом это время для того, чтобы верные могли укрепиться и, претерпев все, спастись, а люди нечестивые чтобы могли получить то, что они пожелают. И если бы Господь не сократил этих дней, то не спаслась бы никакая плоть. То есть человеческих сил вовсе не хватит для того, чтобы противостоять злу.

Это касается и внутренней жизни человека. Когда мы боремся с грехом, греховными помыслами, то прежде всего мы должны надеяться на помощь Божию, сопротивляясь греху, искать благодатной помощи в таинствах Церкви, в молитве, веруя, что Бог не оставит, как Он обещает, избранных Своих, но сократит зло именно до той степени, чтобы человек мог претерпеть, выдержать это зло. И всякие мысли о том, что Бог дает нам слишком много скорбей, от лукавого. Таким мыслям нельзя доверять. Потому что Бог всегда все делает точно. И если попускает нам скорби, то как нейрохирург, скажем, работает инструментом с высокой точностью, чтобы не повредить, исцелить человека, так Господь точно рассчитывает все промыслительно действия, чтобы человек, верующий в Него, мог спастись.

Еще нас Господь предупреждает о том, что явятся лжехристы и лжепророки. «И когда вам кто скажет, что здесь Христос или вот там – не верьте, ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь, вот Я наперед сказал вам все». Это пророчество о том, что уже и исполнилось и еще будет исполняться. То есть лжехристов всегда было много, но в последние времена их будет чрезвычайно много. И они, как мы видим, покажут знамения и чудеса, Богом попущенные. Это не должно нас смущать и не является доказательством того, что они действительно от Бога. А почему? Да прежде всего потому, что Христос уже явил Себя миру, уже совершил дело спасения и пребывает в Своей Церкви. И уже нам искать какого-то иного христа совершенно невозможно. Господь уже все совершил, и человек верующий это знает через участие в церковной жизни, что Господь, как Он сказал, всегда пребывает с нами, во все дни до скончания века. И уж тем более, когда эти ложные христы появятся в каких-то странных собраниях, вовсе чуждых Православной Церкви и объявляют, что они посланники Божии. Таких очень много. Мы не все это, конечно, знаем, но порой ужасающие вещи происходят, собираются тысячи людей и прославляют каких-то пророков и христов и поклоняются им – все это уже есть. Но, по милости Божией, не так это все распространено, мы даже много и не знаем, слава Богу. Но это все исполняется, и Господь нас предупредил об этих опасностях, чтобы мы никогда не смущались, когда нас кто-то куда-то позовет в какие-то тайные места, тайные комнаты. Господь действует в Святой Церкви открыто и ясно.

Вот как и сегодня в нашем храме мы могли принять Самого Христа и в глубинах своего сердца удостовериться, что Господь нас любит и присутствует в нашей жизни Своей благодатью, подкрепляет нас в борьбе со страстями, располагает наше сердце к добру, к тому, чтобы никого не осуждать и стараться всех пожалеть и простить. Поэтому желаю всем милости Божией, стояния в вере, как мы ее исповедуем, в Святую Троицу, в Святую Соборную Апостольскую Церковь. И да благословит нас Господь, по молитвам преподобного Вукола, епископа Смирнского. Аминь.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: