Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Торжество Православия. На евангельское чтение о призвании Нафанаила


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю всех, братья и сестры, с сегодняшним особым днем, именуемым Торжеством Православия. Этот день особо значимый для Церкви, первый воскресный день Великого поста. Ибо постом обновляется наша вера и любовь, и наше единение с Богом. Пост для нас великое благо, если мы проводим его разумно, умножая любовь в сердце через молитву, через обращение к Создателю и через покаяние в собственных грехах.

Мы знаем, что этот праздник установлен после победы над ересью иконоборчества, когда православные умирали за исповедание икон как богодарованного откровения. Для нас икона – это есть свидетельство тайны пришествия в мир Христа, Спасителя мира, Бога во плоти. Он Сам приложил плат к Своему лику и отобразил на нем Свое лицо, дабы чрез взирание на образ мы восходили умом своим и сердцем к Первообразу, к Самому Лицу изображенному, то есть ко Христу Спасителю. И для нас столь важно это событие, утверждение иконопочитания, а в нем утверждение тайны Боговоплощения, что Церковь особо выделила этот день как особый праздник торжества – то есть победы Христа над всеми злоухищрениями лукавого духа, которые он производил и производит, пытаясь помешать делу Христову, созиданию Церкви. И ересь иконоборческая является уже последней ересью, ибо все прочие уже были осуждены на Вселенских Соборах. И новых ересей уже лукавый не может измыслить, он сейчас просто старые ереси вспоминает и предлагает их в новом обличье. Но если мы внимательно будем изучать историю Церкви и деяния Соборов, то увидим, что на все ереси уже Церковью изречено осуждение. И сегодня мы на молебне услышим анафематствование, то есть как раз свидетельство о том, что Церковь свята и непорочна, и она не имеет ничего общего с теми зломыслиями, которые лукавый пытается внедрить в души людей.

Для нас столь важно хранение чистоты веры, дарованной нам Самим Богом, что мы так должны благодарить и хранить этот дар, чтобы он не был похищен лукавым духом через лукавые помыслы. И вот дело созидания Церкви является делом Христовым, это есть дело спасения душ человеческих. И сегодня мы слышим удивительное повествование евангелиста Иоанна о том, как Господь начинает созидать Церковь. Он призывает Своих первых учеников – Андрея и Петра, также находит Филиппа и говорит ему: «Иди за Мною». Это все будущие апостолы. И мы видим вот это слово «находит» – Господь находит, значит, Он ищет, ищет в нас отклика, ищет в нас желание быть с Ним. И вот Он находит, находит таких людей – Андрея, Петра, учеников Иоанн Крестителя, которых и призывает.

А вот Филипп, будучи призванным Христом, находит Нафанаила. Мы опять встречаем то же слово. Господь находит Филиппа, а Филипп находит Нафанаила. То есть Филипп уже обрел в себе вот эту Божию благодать, которая ищет спасения не только себе, но и ближнему. Он хочет поделиться той великой радостью, которую он уже обретает в вере в Мессию. Поэтому не может не искать, кто бы мог разделить эту радость. Он находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки». Опять то же слово «нашли». Интересно: Господь ищет и, оказывается, человек тоже должен искать. И Господь дает нам заповедь: «Ищите, – и дает обетование, – и обрящете». О чем здесь? О Боге. «Ищите Бога, и жива будет душа ваша». «И если, – как повествует евангелист Лука, – вы, будучи злыми, умеете даяния давать чадам вашим, то кольми паче Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него». В этом контексте именно Господь говорит: «Ищите и найдете». То есть каждая душа призвана искать своего Создателя, искать Духа Святого Божиего, как говорит Серафим Саровский, и в этом цель христианской жизни, в этом есть тайна Церкви, в этом взаимном поиске. Бог ищет человека, а человек ищет Бога. Они идут навстречу друг другу, и они обретают друг друга в Церкви, в тайне единения, которое вечно, нетленно и непоколебимо. «Врата ада не одолеют Церковь Мою», – говорит Господь. И вот мы сегодня являемся свидетелями этой тайны. Мы, собираясь в православном храме, совершаем то, что Господь заповедовал нам – Божественную литургию, дабы принять Его Самого, Его Тело и Кровь, и Дух Божий чтобы почивал в нас, а мы становились уже новыми людьми, способными к богообщению и к вечной блаженной жизни.

Как мы слышим дальше, Нафанаил сомневается: «А может ли быть из Назарета что-то доброе?» – такие известные слова. А Филипп дает удивительный ответ. Благодать Божия уже коснулась его, он уже понимает, что его человеческих слов, конечно, совершенно недостаточно, и поэтому он говорит: «Пойди и посмотри». Ну посмотри – это не значит глазами только, но сердцем посмотри, ощути, что это истинно так, что это истинно Мессия Христос, пойди и посмотри – это опыт богообщения. Никак человек не может обратиться к Богу, если Сам Бог не коснется его сердца Своей благодатью. И это великая тайна. Поэтому должны всегда быть очень осторожны, когда мы хотим помочь другому человеку, ему говорим о вере, о молитве, не надо забывать, что есть еще Господь и только от Него зависит, услышит человек, и от самого человека тоже зависит, захочет ли он услышать. Наша задача побудить как-то человека: «Пойди и посмотри», – взять его за руку, привести и в храм, если он к этому расположен. А если нет, то тогда не надо даже пытаться насильно его вести в общение с Богом – это просто невозможно. Обязательно должно быть встречное движение, желание человека встретиться с Богом.

И вот эта встреча происходит. Он еще не знает Бога, но он уже доверяет своему другу, Филиппу, и идет ко Христу. Господь, конечно же, все знает, Он ждет этого прихода. И когда видит идущего к нему Нафанаила, говорит о нем: «Вот подлинный израильтянин, в котором нет лукавства». Вот это тоже важное слово Христа. Оказывается, прийти ко Христу можно человеку легко, если в нем нет лукавства. Поэтому мы и молимся: «Избави нас от лукавого», – от всего кривого, от всякого ложного представления о Боге, о жизни, о себе.

Нафанаил удивляется, говорит: «Почему ты знаешь меня?» А Иисус продолжает: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Это какая-то тайна. Потому что это всего лишь деталь какая-то, что он был под смоковницей. Но, наверное, он там не просто был, наверное, он там молился Богу, и может быть, даже получил какое-то от Бога извещение. И вот Господь говорит об этом. И он тут же понимает связь, что перед ним не простой человек. Он еще не может, конечно, вместить в себя, что это Сам Бог, но он понимает, что это человек Божественный и он отвечает: «Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». То есть вера в нем обрелась, когда коснулась его благодать Божия. Он увидел то, что ему предлагал его друг, Филипп: «Пойди и посмотри», – вот он увидел, сердцем своим увидел Спасителя.

И Господь говорит ему: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницей. Увидишь больше сего», – то есть вера твоя укрепится, ты познаешь больше. И это есть тайна Церкви – как Господь призывает человека действием благодати. Это действие всегда согласуется с нашим собственным желанием, стремлением познать Бога Создателя, познать суть вещей: для чего мы, откуда мы, куда мы. «Дух Твой благий наставит мя на землю праву», – говорит Дух Божий устами царя Давида. Только Дух Божий может нас научить различать добро и зло, различать действие лукавого духа от действий Божиих и от своих собственных. Никто иной, только Бог может спасти человека.

Поэтому сегодня мы радуемся о том, что Господь с нами. И сейчас мы будем принимать Его Святые Дары, Животворящие Тело и Кровь и прославлять Бога за Его милость, за Его любовь, за то что Он нас создал для вечной блаженной жизни. Аминь.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: