Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Радоница


Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры, сегодня день, именуемый Радоницей. Все слышали это название, потому что название это происходит еще из глубокой древности, когда христианства не было еще на нашей земле. Но славяне, племена славянские, которые здесь жили в своих городах, в этот день в начале весны воспоминали своих предков, своих усопших сродников, и воспоминание это было прежде всего связано с тем, что миру была дарована жизнь. И источник этой жизни – мать, и все предки, ушедшие уже из этого мира, и поэтому в этот день вспоминались все сродники, посещали люди могилы своих предков, отдавая им должное почтение. Почтение это было связано с тем, что они приносили все то, что в быту разделяли со всеми близкими, прежде всего это трапеза. Поэтому часто приносили на могилы своих усопших что-то съестное, ястие и питие для того, чтобы показать свое расположение сердечное, свое почитание, свое уважение, свою любовь. Люди тогда понимали, что они являются лишь звеном в жизни, и эту жизнь они сравнивали с цепью, и каждый человек являлся вот таким звеном в этой цепи. Понимали, что обязаны предыдущим поколениям мудростью и старались уважительно относиться ко всем старшим в семье, чтобы те передавали им свою мудрость. Взрослеющие в свою очередь передавали эту мудрость своим детям, своим внукам, правнукам. Почитали своих предков за то, что их благословение, их напутствие влияет на жизнь человека и, как славяне считали, боги слушают усопших предков и могут оказать милость грядущим поколениям молодых.

И вот когда христианство пришло на нашу землю, тогда этот день Радоницы был дополнен воззрениями христиан на загробную жизнь человека, на то, что Христос дарует этому миру, каждому из нас, и живым, и усопшим. Славяне никогда не считали своих предков ушедших в иной мир уничтоженными, но всегда обращались к ним как к живым, как к богам с маленькой буквы. Христианство говорит о том, что мы так же и почитаем и уважаем и любим наших предков и так же можем повлиять на их жизнь, молясь о их упокоении Господу Богу. А они в свою очередь Господу Богу молятся о тех, кто проходит земную жизнь, о тех, кому еще предстоит сделать много выбора в своей жизни, какой дорогой идти. И таким образом, христианское понимание того, что Христос, воплотившийся в этом мире, освобождает усопших, принявших веру в Него как в своего Искупителя, от глубины греха, освобождает и преодолевает отчуждение, которое было между человеком и Богом, таким образом, христианство еще более углубляет славянское понимание духовного, восприятие духовного отношения между душой человеческой и Господом Богом относительно жизни живых людей и усопших. Сам Бог сказал в Священном Писании: «Я не есть Бог мертвых, но Бог живых».

И вот в этот день, который также называют Красной горкой, а какая такая гора красная. В славянском понимании красота жизни, источником жизни является что в простом понимании? Живот. Живот беременной женщины, она являет миру жизнь. Поэтому Красная горка в славянском понимании – это прежде всего чревоносящая, плодоносящая женщина, которая дает жизнь. Не случайно все это связано с весной, с возобновлением жизни, с началом жизни. В это время, сами знаете, вот позавчера, в воскресенье, которое именуется Красной горкой, у нас проходят по всем храмам массовые венчания, все думают о том, что обновление жизни происходит. И вот христианство так же воспринимает эту традицию и углубляет ее, соотносит в этот день христианское видение с традиционными.

И многие люди идут в этот день, на Радоницу, в храм помолиться о своих усопших, попросить у Господа Бога милости ко всем ушедшим из этого мира и потом посещают захоронения своих усопших, принося туда какие-то, по традиции славянской, продукты питания. Другое дело, что советское время, изуродовав немного и христианскую, и славянскую традицию, этот праздник в головах у людей стал пониматься вообще непонятным образом. Приходят многие на места захоронений своих усопших и там упиваются или устраивают застолья с многочисленным винным возлиянием, так что уже и ни молитвы не совершается, ни воспоминания не совершается, а просто отдается дань чревоугодию и винопитию – как говорится, сели между двух стульев. Но мы с вами должны возобновить все лучшее, что было у наших предков, исполнив все это смыслом веры и молитвой Господу, тогда память наших усопших будет настоящая, истинная, та, которая нас связывает, та, которая нас и их взаимно радует, та, которая служит прославлению имени Господня, Господа нашего, Который дает нам надежду на наше всеобщее воскресение.