Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Память преподобных Иулиании и Евпраксии


Христос воскресе!

Поздравляю всех с праздником Воскресения Христова, Христовой Пасхой, самым великим христианским праздником и центром всей истории рода человеческого. Сегодня также поздравляю всех с принятием Святых Таин Христовых и с памятью основательниц нашей обители, преподобных Иулиании и Евпраксии.

«Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, Я воскрешу его в последний день». Это откровение Божие: воля пославшего Отца, чтобы всякий уверовал в Сына и через веру обрел спасение, вечную жизнь. «Я воскрешу его в последний день». Не будем торопливы, будем ждать этого последнего дня с надеждой и покаянием. Некоторые хотят прямо сразу в Царство Божие попасть после исповеди и причастия. И это действительно происходит, мы попадаем в Царство Божие, только остается нам еще труд совершить, остается еще явить свою веру в своих делах, в своей жизни.

«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня. я воскрешу его в последний день». Господь не раз повторяет вот эти слова: «Я воскрешу его в последний день». Не один и не два раза – это говорит о важности этих слов, чтобы мы ждали этого последнего дня, чтобы мы не боялись последнего дня, как боятся люди земной жизни, привязанные к земле больше всего страшатся вторым пришествием Христа, потому что закончится земное бытие. А христиане, наоборот, говорят: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» – жаждут этого последнего дня, чтобы открылась вся полнота Божией любви и блаженства в Царстве Божием.

Сегодня мы почитаем преподобных жен, основательниц нашей обители, которые услышали эти слова, которые уверовали во Христа и, несмотря на свое высокое положение в обществе, знатное, богатство, все это они вменили в ничто и, подражая своему старшему брату, Алексию, который избрал путь иноческий, путь отречения от земного, также последовали за ним и всегда с ним советовались, всегда искали его покровительства и молитв. И когда он стал уже митрополитом Московским, когда возглавил Церковь Русскую и даже на некоторое время и государство русское, они по его благословению, движимые любовью и верой ко Христу, создали обитель в честь покровителя своего брата, преподобного Алексия человека Божия. Это говорит о том, какая любовь была у них и ко Христу, и к брату, и как они стремились исполнить евангельский закон, закон любви.

Основали обитель недалеко от Кремля, поскольку святитель Алексий совершал свое служение в Кремле, совершал там службы, на той земле, которую когда-то хан пожертвовал митрополиту Петру. Эта земля находилась рядом с Кремлем, называлась она Остоженка, ибо там было много лугов, сенокосы, стога сена. Место было очень тихое, живописное, находилось между двух рек – Остоженкой и Москвой-рекой. И вот на этой земле по благословению святителя Алексия и была основана наша Алексеевская обитель сестрами Иулианией и Евпраксией, которые приняли монашеский постриг, отринули все земные соблазны, не воспользовались и достоинством, данным им от рождения, знатностью и богатством, но пожелали путь нищеты Христа ради. И Божиим промыслом обитель эта была создана. Собралось немало сестер, которыми руководила преподобная Иулиания, которая обладала дарами для того, чтобы руководить обителью, чтобы находить подход к каждой сестре, которая приходила в монастырь. А приходили очень разные лица, и знатного звания, и незнатного, с разными жизненными привычками. И она находила к каждому свой подход, объединяла все Христовой любовью, никогда не властвовала, но все свои пожелания облекала в просьбу и в совет. И сама была примером, личным примером воспитывала сестер обители. И в этом помогала ей ее родная сестра Евпраксия, которая была несколько младше ее, но во всем они были единогласны и во всем искали совета и благословения своего брата, святителя Алексия, по его благословению все и делали.

Ему они построили домик рядом с оградой монастыря, где он любил бывать, отдыхать, молиться и, таким образом, осуществлял определенное окормление этого монастыря как духовник. Матушка тоже наша Ксения, игумения нашего Алексеевского монастыря, тоже обещала батюшке нашему Артемию построить домик здесь. Наверное, она руководствовалась именно вот этой историей. Потому что отец Артемий, по Божию промыслу, родился как раз на Остоженке, там он и вырос, там он и обрел Христа в храме Илии пророка, о чем он удивительно тонко повествует в своих воспоминаниях. И его трудами эта обитель обрела новую жизнь, Господь вдохнул эту жизнь через молитвы многих и многих людей. И пришло время, когда эта община приходская преобразовалась в обитель, то есть свершилось чудо воссоздания разрушенной и уничтоженной, казалось бы, обители, но Богу все возможно. И мы сегодня являемся свидетелями этого чуда, благодаря этому чуду мы с вами сегодня причащаемся Святых Таин Христовых, соединяемся с Воскресшим Христом. И благодарим Бога за то, что нам даровано приобщаться к вечности и приобщиться к истории Руси, к участию древних святых наших, которые в основании нашей Церкви потрудились ради Христа и созидали церковную жизнь для спасения многих и многих людей, в том числе далеких потомков, к которым мы себя и относим.

Сегодня мы слышали Евангелие о некоей грешной женщине, которая пришла и, встав сзади Христа, помазала Его ноги драгоценным миром из алавастрового сосуда и слезами своими омыла их и волосами отерла. Смущался хозяин дома, некий фарисей Симон, говорил: если бы Он был пророк, то знал бы, какая женщина прикасается к Нему. И Он вразумил этого фарисея притчей. Я, говорит, имею нечто сказать тебе. Как ты думаешь, вот если у какого-то заимодавца было два должника который больше будет благодарить его, которому он меньше или больше простил, а он простил долг обоим. Конечно, говорит, кому больше простил. Вот, говорит, и женщина эта, она возлюбила много, и поэтому прощаются грехи ее многие. И можно сказать наоборот, она потому много возлюбила, что ей много прощено. И это ключ к спасению, потому что когда мы с вами получаем прощение своих грехов, мы чувствуем, что они, эти грехи, больше, чем грехи других людей. Как говорит апостол: я из всех грешников первый. И, следовательно, мы и ощущаем в себе потребность благодарить Бога за неизреченную Его милость. Кто больше любит, тому больше прощается. То есть здесь какая-то есть положительно-обратная связь – то есть человек больше благодарит, больше осознает свою греховность, тем больше получает от Бога милости. И мы видим, что эта жена, движимая любовью ко Христу и верой, является для нас самым главным: Господь воскресит верующих в последний день. Она, движимая верой ко Христу, не жалеет никаких средств и являет подлинное смирение, лобызая Его ноги и отирая власами своей главы.

Фарисей был укорен за то, что он даже обычных не совершил действий приветствия и уважения: не дал ни воды на ноги, ни целовании, ни маслом главы не помазал – то, что было обычаем у иудеев. А эта жена, говорит, слезами омыла Мои ноги и власами отерла и драгоценным миром помазала. Значит, у фарисея любви-то было маловато. И веры тоже, потому что он сомневался: если бы Он был пророк, то знал бы. А Господь ему явил Свой пророческий дар, ибо Он действительно Бог всеведущий. Это даже не дар, а Его естество Божественное. Он и открывает фарисею его помыслы и очень деликатно обличает его и желает ему тоже помочь, говоря притчу о двух должниках. Да, эта женщина получила больше прощения, но ты тоже можешь получить, хоть ты и считаешь себя меньшим грешником, действительно соблюдая закон, но у тебя и благодарности меньше.

Будем благодарить Бога за Его неизреченные милости. И как видим, эта женщина, она совершает действия, несообразные со здравым смыслом, то есть тратит драгоценное миро на что. Когда-то Иуда возмутился и говорил: лучше бы эти средства были потрачены для питания нищих. А это Господь принял и благословил. Так и в наше время тоже часто Церковь упрекают, что строятся такие великолепные храмы, золотом покрываются, и зачем это все нужно. Богу это не нужно, давайте будем лучше заниматься решением социальных проблем на эти средства. А оказывается, Богу угодно, чтобы любящие Его прославляли своим делами, своим трудами, через это является тайна любви Бога и человека. Поэтому православные храмы столь красивы, великолепны и до сего дня они обретают еще новую стать какую-то, благодаря тому, что Бог дарует свою благодать и свершается непостижимое чудо возрождения древнего зодчества.

Мы видим в Москве сейчас множество храмов, которые воссозданы по образцам древних храмов, и многие купола сияют золотом. Конечно, это знак Божией милости и призыв для нас все дорогое, что у нас есть, отдавать Богу, и в том числе свою способность трудиться и молиться. Не будем ждать пенсии, когда некоторые говорят: тогда уж я буду в храм ходить. Иулиания и Евпраксия как раз отдали все в самом начале сознательной жизни, свою молодость, свои все силы души и тела, все отдали на служение Христу. И именно желая украсить этот мир и прославить Бога, они создают эту обитель Алексеевскую, и таким образом исполняют заповедь любви и прославления Бога. Мы являемся тоже в каком-то смысле соработниками этих святых, когда приносим свою лепту на храм, когда радуемся тому, что обитель возрождается, обретает былую стать дореволюционную, и через это сами получаем великую пользу. Желаю всем укрепления веры по молитвам преподобных Иулиании и Евпраксии, чтобы Господь воскресил нас в последний день. Аминь.