Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Троицкая родительская суббота


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня особый день поминовения усопших сродников наших, всех от века скончавшихся православных христиан. Мы с вами слышали Священное Писание, где Христос говорит, что все Богом будут воскрешены. Апостол Павел уточняет: для тех, кто жив, еще в пришествии Господне будет изменение. То есть все мы будем в одинаковом душевно-телесном достоинстве восстановлены пред лицем Божиим и перед жизнью будущего века. Христос тем самым показывает, что жизнь выходит за пределы понимания только земной жизни, она гораздо шире и больше, то есть она не имеет ограничения. Жизнь, которую Бог дает миру, дает людям, это жизнь вечная. Эта жизнь, собственно дар этот, говорит нам о том, что мы должны ответственно относиться к нашей жизни вечной. Кажется многим, что земным уделом все ограничивается. Но нет, простирается за пределы земного ограничения. Христос мысль нашу направляет к тому, чтобы мы понимали, что жизнь в будущем неизмеримо более и неизмеримо важнее, чем жизнь теперешняя.

Конечно, трудно всякому человеку представить себе, какая же она будет, как же там усопшие находятся у Бога, что же там происходит. Мы это пространство, эту категорию объемлем своей верой. Мы веруем, что жизнь будущего века есть и будет. Мы веруем, что Господь все устроит премудро, так что не будет ни печали, ни воздыхания. Мы веруем, что скорби, сопровождающие земную жизнь, остаются здесь, на земле, но не переходят туда. Много что Господь нам возвещает о тайне будущего века, но все это мы должны принять на веру. И Христос Сам многажды говорит о том, что именно вера это и есть действие духа человеческого, который простирается к Господу, слышит тайны Господни и уповает, что все это сбудется. Сам Христос сказал, что ни единая йота, ни единая черта от закона не будет попрана, но все исполнится. И всякий человек призывается веровать слову Божиему, уповать на Промысл Божий.

Поэтому мы, когда неизбежно встречаемся в этой жизни со скорбями, ухода наших любимых, близких, дорогих людей в жизнь вечную, за грань видимого мира, мы скорбим, и плачем, нам не хочется расставаться, мы не готовы к этой дистанции, мы не готовы оторвать от сердца ближнего. Но жизнь так устроена. Мы смотрим, что Христос Сам этому закону подчинен был, взойдя на Крест, испустил дух – то есть тело было погребено Христа в землю, а Сам он снизошел в мрачный шеол для того, чтобы вывести оттуда верующих. То есть мы видим, насколько сложна жизнь видимого мира и невидимого, и в Боге все это находит свое объединение, в Боге находит свою связь. Поэтому мы должны черпать силы для нашего упования в нем, во Христе, а именно в молитве к Господу, в руках Которого объединяются все – и живущие ныне, и перешедшие за грань этой жизни. Поэтому поминая сейчас усопших сродников – после литургии будет панихида, – мы с вами будем понимать, что мы объединены во всякий момент поминовения в Боге. Всегда, когда наша мысль простирается к Господу, Он в Своих руках нас всех держит, живущих здесь и перешедших за грань этого мира.