Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Икона Божией Матери «Троеручица»


Поздравляю всех с праздником чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Троеручицей». Причастников с принятием Святых Таин Христовых. Сегодня также почитается святая праведная Вероника, которая, по Преданию Церкви, была именно той женой, о которой повествует Евангелие, прикоснувшейся ризам Христа и получившей чудесное исцеление. По преданию, она всю жизнь благоговейно помнила это чудо. И чтобы прославить Спасителя мира, она изготовила с помощью искусных мастеров отлитую в бронзе статую Христа и женщины, прикасающейся к Его ризам, и поставила ее около своего дома, так чтобы все могли прославить Бога, ибо она написала там, что это Создатель мира, Бог, Иисус Христос.

И нам памятна история чудотворного образа «Троеручицы». Такое необычное изображение – Матерь Божия имеет три руки. Конечно же, нужно знать, откуда такое изображение появилось. Изначально образ был, конечно, с двумя руками, но перед ним молился Иоанн Дамаскин, который много потрудился для прославления Бога, Богородицы, для утверждения православных догматов, был оклеветан и обвинен в государственной измене. За что халиф в Дамаске приказал ему отсечь правую руку, думая, что именно она, эта рука, написавшая какое-то подложное письмо как будто бы, и виновата. И эту руку он повелел вывесить на торжище, и целый день она висела в назидание всех, чтобы никто не смел делать что-то подобное.

Да, клевета – это оружие диавола. И поскольку Иоанн был человеком святой жизни и много уже написал этой рукой в прославление Бога и Богородицы, совершилось чудо, ибо он был глубоко убежден, что Богу все возможно. И поэтому, испросив у халифа смиренно свою собственную руку, которая провисела целый день на солнце, он прикладывает ее к своей руке, кисть отсеченную, и молится смиренно Божией Матери перед этой иконой. Не сразу получает исцеление, но уже придя в утомление и даже задремав, он сподобляется явления Божией Матери и чудесного исцеления. Богородица благословила его трудиться этой рукой и дальше и прославлять имя Божие неустанно, что Иоанн и совершал. А в благодарность за чудесное исцеление он изготовил из серебра руку, кисть руки и прикрепил к иконе.

Кто был в Греции или в Иерусалиме, видел порой некоторые иконы, обвешанные различными человеческими органами – и глазами, и почками, и даже порой трудно догадаться, что там изготовлено, но такие свидетельства чудесных исцелений от икон святых можно видеть и в наше время. Возможно, эта традиция как раз она и сохраняется, хотя у нас она не прижилась, и мы можем редко видеть подобное что-то.

А икона «Троеручица», она обрела новое бытие, именно после совершения этого чуда была особо почитаема. Но во время иконоборчества подобно иконе Иверской, которая была некоей вдовой пущена по воде, эта икона была пущена на осле, который без управления человеческого был вверен Промыслу Божию. И действительно этот Промысл осуществился, потому что икона оказалась не где-нибудь, но в уделе Божией Матери на Афонской горе у Хилендарского монастыря, где она и пребывает до сего дня. Кто был на Афоне из наших прихожан, могли видеть эту икону и к ней прикладываться. Замечательно то, что Богородица, когда в Хилендарской обители были нестроения, объявила, что Она отныне будет игуменьей этого монастыря, и все вопросы пусть решают через молитву к Ней, что и совершается до нашего времени. Икона помещена на место игуменское, и звание игуменов никто не носит, но называются наместниками, управляющими монастырем, и особый чин почитания Богородицы и обращения к Ней в разрешении всех монастырских вопросов.

Сегодня мы слышим слова святого апостола, которые, конечно, имеют глубочайшее значение, и которые нам хорошо было бы помнить: спим ли мы, или едим или иное что делаем, он говорит, никто не обольщай самого себя. А мы непрерывно это делаем, непрерывно обольщаемся собой, своими страстями, своими ложными представлениями, внушениями демонических сил, воспринимая их как что-то свое. Никто не обольщай самого себя.

И если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумный, чтобы быть мудрым. Такое парадоксальное заявление, парадоксальный совет. Кто хочет быть мудрым, в Боге, имеется в виду, мудрым, в свете Евангелия, мудрым в вере Христовой, чающей воскресения мертвых и жизни будущего века, тот будь безумным по отношению к мудрости сего века, который живет совершенно другими представлениями, совершенно другими ценностями. Земляными ценностями, я бы сказал, заземленными: что нам есть, что нам пить, во что одеться. И эта мудрость, которой живут люди на земле, она подкрепляется демонами. И человек, достигая каких-то даже высот, положения в этом мире, достигая и материального богатства и душевного – это относится к людям творческим, художникам, композиторам, либо политикам, которые искусно владеют этим делом, люди достигают очень много и соответственно приобретают очень много земных благ и славу. Но в очах Божиих оказываются безумными, как мы знаем это из притчи Христовой об одном богаче, который, получив большой урожай, решил, его осенила мысль – конечно, демоны подсказали ему, – разрушить старые житницы и построить новые и собрать там все это изобилие плодов и жить в свое удовольствие: ешь, пей, веселись, душа. А Господь говорит: безумный, сегодня же душу твою истяжут. Вот о какой мудрости века сего говорит нам апостол, которую Господь называет безумием. А соответственно то, что безумно для мира – чаяние воскресения мертвых и жизнь, собирающая богатством на небесах – является безумием для людей земных. И сегодняшние памяти тоже нам сегодня об этом свидетельствуют.

Не безумием ли было этой женщине кровоточивой, которая уже все растратила и все способы земные употребила, прикоснуться ко Христу с верой. Многие ее отгоняли, ругали, но ее безумие оказалось высшей мудростью, ибо она обрела не только исцеление тела, но исцеление души и вечную жизнь. Также безумно было прикладывать руку, которая уже поддалась тлению и просить, чтобы совершилось чудо, и эта рука вновь ожила и приросла к телу. Но это безумие было Богом принято и оказалось высшей мудростью, верой и упованием на Бога. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: уловляет мудрых Бог в лукавстве их, и еще Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

Я желаю всем нам, по молитвам Божий Матери, обретать эту мудрость, мудрость в духе Божием, мудрость, которая будет казаться безумством для людей века сего, но в очах Божиих будет истиной мудростью, благоразумием, смиренномудрием – такие слова употребляют для обозначения такой мудрости. Потому что эта мудрость, снисходящая от Бога, мудрость, которая прозревает тайны бытия, прозревает Промысл Божий над родом человеческим и, наблюдая за всеми событиями, которые происходит в нашем мире, не поддается отчаянию, не унывает, но созерцает премудрость Божию, являемую в Промысле Божием по отношению к каждому человеку и ко всему человечеству.

И мы видим, что у Богородицы три руки на иконе «Троеручица». Это может быть нами воспринято как обилие материнской любви, которую Она изливает на всех молящихся Ей, что кроме Ее двух рук, Богом данных, есть еще и третья рука – это те люди, которые Ей служат. Таковым был Иоанн Дамаскин. Служат с великой благодарностью Ей как Матери Божией, с надеждой на Ее всесильную помощь. Поэтому будем всегда обращаться к Богородице и проявлять это безумство, и пусть оно будет умудрять нас для Царства Божия. Аминь.