Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Из прямого эфира на радиостанции «Радонеж» 15 мая 2012 года. Неделя о самарянке. О воде живой, текущей в жизнь вечную

- Христос  воскресе! Дорогие братья и сёстры, приветствуем вас в студии радио "Радонеж" и приглашаем принять участие в нашей беседе в прямом эфире с настоятелем храма "Всех Святых", что в Красном Селе, протоиереем Артемием Владимировым. Здравствуйте, батюшка. Благословите нашу беседу.

- Христос Воскресе!

- У микрофона - ведущая Елена Путинцева.

Наступила неделя о самарянке, когда мы вспоминаем беседу спасителя у колодца Иаковля о даре Святого Духа и о воде живой, текущей в жизнь вечную. Батюшка, в своей воскресной проповеди Вы сказали, что каждый из нас является самарянкой, сидящей у колодца и беседующей со Спасителем. А сердце - это колодец Иакова. Как же научиться душе получать доступ к благодати? Как стать вот таким колодцем Иакова,  в котором бьёт источник воды живой?

- Ещё раз приветствую вас, дорогие друзья, пасхальным приветствием. Радио "Радонеж" обращается к широким кругам своих слушателей: Христос воскресе! Как стать колодцем Иакова? А зачем им становиться, когда Бог уже этот дар сообщил сердцу каждого православного христианина. «Приступит человек - и сердце глубоко». Ведь мы помазаны печатью Дара Духа Святого. И благодать Господня, некогда отлетевшая от Адама чистой голубицею, была Кровью Христовою, излившейся на Кресте и обагрившей череп праотца, возвращена нам. Так что Бог вложил в наши сердца новый закон. И на сердце начертаны этой благодатью Его повеления. И мы, не видя Спасителя плотскими очами, созерцаем Его живым и действующим в нас. «Вселюсь в них и похожду,  и будут Мне дщери и сыны», - говорит Господь. Помните царя Соломона, сказавшего: «Сердце человека - глубокие воды».  К сожалению, они не всегда чистые, но иногда - застоявшиеся, запревшие, подгнившие. «Но муж разумный, - добавляет царь Израиля, - вычерпывает их». Тот, кто вооружается черпаком и вычерпывает ил и всякую нечистоту из глубин сердца, раскрывает свои греховные помышления, намерения, кается перед Богом, - увидит, непременно увидит (а не увидит, так восчувствует, осяжет духовными чувствилищами) эту живую воду, таинственно пребывающую там, в стоках нашей души, где прячутся словесность, совесть, где гнездится бессмертный человеческий Дух. Впрочем, благодать Божия всегда пребывает в движении.

Воспомянутый нами царь Соломон говорил о том, что благодать есть Дух светлый, быстродвижный, проницающий собой всё земное. Дух мирный, радостный. И благодать Божия действительно не стоит на месте. Да, под лежачий камень человеческого произволения, не желающего следовать добру, благодать не течёт. Но она скрывается где-то в таинственных глубинах души, дабы обнаружить своё присутствие, уже осуждающее ленивца, на Страшном Суде. Однако, если  мы, как и предполагает Божественное Писание, удобоподвижны к добру, а не ко злу, Божия благодать, льётся, «скачет», по выражению пророка Исайи, в жизнь вечную. Она всегда пребывает в нас, если мы щедро расточаем «неправедные богатства»: телесное здоровье, слово, доброе и правдивое. Руки и ноги обращаем к совершению благих дел, если мы расточаем это земное временное, данное нам в залог богатство, то благодать Божия взамен умножает своё, необыкновенное, чудесное, удивительное и не всегда подвластное словесному описанию, действие. Поэтому душа воистину самарянка, если она знает, что в тайниках совести с ней беседует Сам Христос, если она, оставляя нечистые дела прошлого, сердечно кается, если она просит: «Дай мне, Господи, воду живую!». Если она молится, благодарит, а прежде – кается, то попутный ветер Божией благодати взвеет - и натянутся алые паруса нашей бригантины. Таким образом, весело, поступательным движением направляясь в открытое море жизни,  мы будем сознавать себя, аще и недостойны (хотя и недостойны), инструментами созидательной, созидающей, благой, совершенной воли Божией. А ведь счастье заключается не в чем ином, как в том, чтобы творить волю Божью, вовремя, в необходимом объёме, с тем знаком качества, который дышит в словах: «Слава Тебе Господи, Господи! Прими это деяние во славу имени Твоего!». Божия благодать, струясь, журча, осеняя, прохлаждая человеческую душу, мало-помалу сообщит уму чистоту, внимательность. И он уже не будет, как раньше, рассеиваться при словах молитвы, но будет собираться, уподобляться стреле, выпущенной в цель. Однако, это ещё не всё.

Божия благодать знаменита своим очистительным действием в отношении самого нашего сердца. Уныние, печаль, мнительность, раздражение, алчность, нечистота, всякое гордостное самообольщение, тщеславие – и не перечислить, сколько в нас сидит всяких грехов. Божия благодать исторгнет их, высушит, вытеснит, соделает бездейственными. И напротив, напечатлеет на образе Божием чудные краски Христова подобия -  смирения, кротости, терпения, радости, благодарения, рассудительности, чистоты. Необозримы горизонты христианина, вышедшего в область духовной свободы во Христе. Нет для человека, верного Богу, ничего невозможного, если он замышляет то, что угодно Создателю и сообразно с нашей собственной немощью. Впрочем, Бог творит поверх нашей немощи, если Сам ставит нас на служение Матери Церкви. К примеру, священник стоит у престола и правой рукой, крестовидно осеняет, по воле Божьей, хлеб и вино, при совершении всем народом Божественной литургии. И что же совершается? При призывании Святого Духа и словах преложения  хлеб становится Пречистым Телом, а обыкновенное вино - Кровью Христовою. Ещё древние Святые Отцы – святитель Иоанн Златоустый, а у нас - святой праведный Иоанн  Кронштадтский -изумлялись непостижимости этого чуда, совершаемого, не без участия бренной человеческой руки, Духом Святым.

Итак, дорогие друзья, Пасха Христова - время духовного веселья, радования, когда вкупе с  самарянкою, заглядывая в глубины своей души и очищая её Авгиевы конюшни от смертных грехов и страстей, мы с верою призываем имя Святой Троицы и обретаем действующую в нас Божественную силу, источником которой является непостижимое в Его сущности Божество. Эта благодать, окрыляющая и осеняющая человека, делается для него крыльями, хлебом, светом, дыханием. Так говорил о Духе Святом святитель Василий Великий. Ну, а мы с вами прервём наше слово, потому что к нам уже пришёл вопрос.

- Нам дозвонился ещё один радиослушатель. Мы слушаем Вас. Христос воскресе!

- Батюшка, объясните, пожалуйста, Задостойник: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся…».   О чём в нём говорится? Получается, что ко Гробу Господню пришли жены-мироносицы без Богородицы. Объясните, пожалуйста.

- «Чистая Дево, радуйся. И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба». Читайте толкование блаженного Феофилакта, а прежде Святого Иоанна Златоуста на  Четвероевангелие. Из них Вы узнаете, что Мария, которая ухватилась за стопы воскресшего Христа, явившегося мироносицам, - это именно Пресвятая Дева Мария. Более того – Ей, Матери Господа, сораспинавшейся Её Божественному Сыну, конечно же, была явлена сугубая благодать. Если Христос явился Симону на Тивериадском озере и был восстановлен в апостольском достоинстве, то неужели мог воскресший Христос прежде не утешить Ту, Которая стала Матерью всего рода христианского? Посему не будем сомневаться: Пречистая первая удостоилась Пасхального благовествования. Она первой узрела Христово Воскресение!

Кто хочет читать об этом и черпать сведения из святоотеческих творений, рекомендую, дорогие друзья, вспомнить, что у нас  есть любимый журнал "Православная беседа".  Этот журнал замечателен в том отношении, что он рассчитан и на простецов, и на мудрецов. Его читают и кабинетные богословы,  и домашние философы,  и бабушки с внуками. На страницах этого прекрасно иллюстрированного журнала находят себе место и проповеди, и философские статьи-размышления, и интервью с интереснейшими людьми, которые могут и хотят вложить свою лепту в сокровищницу Православия у нас, в России. Итак, подписка на второе полугодие на этот журнал проходит во всех почтовых отделениях. Я думаю, что вы, конечно же, не преминёте воспользоваться нашей совершенно ненавязчивой рекомендацией.

- Батюшка, Вас спрашивают, какие книги Вы посоветуете читать о молитве?

- Встречалась ли Вам книга "На высотах духа"? Помните её автора?

- Сергей Большаков.

- Ах, какая это книга! Какие живые образы подвижников  начала и середины двадцатого века запечатлел этот благочестивый русский человек! Сегодня общей известностью пользуется многотомная серия: "Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий", составитель - Николай Михайлович Новиков. В этой книге вы можете познакомиться с высказываниями, трудами и опытом как отечественных, так и греческих подвижников, а также - с замечательно простыми, мудрыми и тактичными комментариями самого составителя, настоящего новозаветного книжника.

- Спрашивают, как справиться с отчаянием, внутренней пустотой, потерей желания жить. Если жить нечем и жизненных ценностей не осталось?

- Друзья мои, что значит «Жить нечем, жизненных ценностей не осталось»? Неужто Христос не распинался за нас? Неужто Господь не воскрес? Неужто с Его простёртых на Голгофском Кресте рук перестала струиться в наши сердца Божественная благодать, делающая бессмертными людей, поклоняющихся Отцу в Духе Истины? Неужто оскудела Христова сила у Того, кто и вчера, и сегодня Один и Тот же. Нечем жить? Помните, в Евангелии сказано, что кто будет вкушать Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, будет жить Им. Сам Господь говорит: «Я ваш Наставник, Учитель и Отец. Аз есмь Путь, по которому вы должны идти; Истина, Которую подобает напечатлеть в уме; Жизнь с избытком, обессмерчивающая человеческую душу». Таким образом, дорогой мой слушатель и корреспондент, восстании - и освятит тебя Христос. К «милосердным коленям» Небесного Отца упади средь душистых цветов и трав. Обыми эти стопы Господа - и Бог восставит и единым прикосновением творческого перста исцелит от уныния и предательского отчаяния страждущую душу.

Ваш слова - это жертва самолюбию, греху - ничему иному. Дай вам Бог  Пасхальной благодати! А Вы приступите к Святой Чаше, как дитя, поисповедовавшись, - и Господь  возжёт негасимую звезду Духа Святого в Вашем сознании.

- Ещё один вопрос. Если видишь нарушения нравственных принципов, обещаний, в душе теряются основные ориентиры, как жить сбитому с пути человеку?

- Не такие уж мы легковесные всадники, чтобы кто-то мог вышибить нас из седла веры и благочестия! Не будем впадать в зависимость от обескураживающих примеров, которых столько, что, если всех слушать, на всех смотреть, - с ума сойдёшь. Вы знаете, что сейчас люди теряют веру, единственно потому, что беспробудно смотрят телевизор и утопают в его отравляющей фосфоресцирующей бездне. «Оставь надежду, всяк сюда входящий!» Поэтому перефразируем отечественного поэта: «Светить всегда, светить везде. Вот лозунг твой и Солнца!» На тебя безотрывно взирает Христос. По выражению другого русского поэта, Его лучи согревают твоё сердце. Итак, «возверзи печаль твою» на Господа, и «Он тебя препитает». Ты  соблазняешься тем, что священники, может быть, плохо постятся и излишне внушительных для твоего восприятия размеров? Смотри на Христа, в Котором нет единого тёмного пятнышка, и черпай у Него вдохновение, назидание и самое спасение.

- У нас есть вопрос: как труд любви и самопожертвования определяет поведение человека в жизни?

- А так, что Баранкин становится человеком. Любовь, мы не устанем петь тебе гимны. Ты утраиваешь и даже удесятеряешь силы человека, ищущего тебя. Ты краше жемчужных ожерелий. Ты возвращаешь пожилому молодость. Ты возрождаешь Христово подобие в Его живых образах. Любовь делает лицо человека прекрасным. Глаза - источниками света. Слова  - премудрыми, находящими отклик в сердцах слушающих. Любовь дарует нам ту лёгкость, о которой проповедуют облака, летящие по небосводу. Христова любовь помогает жить и на земле, и на Небе. Усладившись Христовою любовью, мы научаемся во славу Божью пользоваться всеми земными благами и не презираем их. Умело ими пользуясь, мы возрастаем в благодарности к Создателю. Любовь никогда не перестаёт. Она некогда приходит, но никогда не уходит. Лишь бы только держаться за неё, как держался за перо Жар-птицы сказочный Иванушка. Впрочем, для нас жизнь во Христе - это не сказка, но самая реальность. И всякий, делом испытывающий заповеди Христа, опытом дознаёт, что они - суть учение не человеческое, а Богочеловеческое, принесены с Неба и являются той лестницей, восходя по которой шаг за шагом, мера за мерой, мы входим в Царство вечной Христовой любви, стяжание которой и является нашим смыслом и целью, и подлинным б блаженством.

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!