Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

«Не страшиться никакого страха…»

Когда Спаситель явился Своим ученикам, собранным в Сионской горнице, Он обратился к ним со словами: «Почто смущенны есте – а они были одержимы и страхом, и неверием, - и почто помышления – сомнения – входят в сердца ваши?» Исходя из этих двух вопросов Господа, мы видим, что обуревание помыслами – не только сомнения, но и другими греховными помыслами: и гордости, и страха, и нечистоты, и злобы, - предваряется нарушением равновесия между умом и сердцем, смущением, потерей душевного мира, спокойствия... Едва лишь человек позволяет своему уму колебаться, а почва уходит у него из под ног, когда мы делаемся жертвой страхов, маловерия, досады, волнения, вот тогда злые помышления получают свободу беспрепятственно наводнять наше сознание и мучить его...

Святые отцы говорят, что человек не может своими силами победить греховные помыслы, за которыми всегда прячется лукавый дух. Для того, чтобы выйти из этого мутного потока, христианин призван для начала перестать обращать внимания на тревожащие его помыслы, предстоя Господу и живо веруя, что очи Господни устремлены вглубь наших сердец...



Полный текст:

Поздравляем вас, дорогие братие и сестры, с воскресным днём!

Когда Спаситель явился Своим ученикам, собранным в Сионской горнице, Он обратился к ним со словами: …что смущаетесь (они были одержимы и страхом, и неверием), и для чего такие мысли (сомнения в Божественном достоинстве Христа) входят в сердца ваши? (Лк. 24, 38).

Из этих двух вопросов Господа, мы видим, что обуревание греховными помыслами сомнения, гордости, страха, нечистоты и злобы предваряется нарушением равновесия между умом и сердцем – смущением, как названо оно в Священном Писании, потерей сердечного мира, спокойствия. Едва лишь человек позволяет своему уму колебаться (а почва уходит у него из-под ног, когда мы делаемся жертвою страхов, маловерия, досады, волнения и прочих страстей), вот тогда злые помышления получают свободу беспрепятственно наводнять наше сознание и мучить его. Отсюда следует, что люди беспокойные, склонные к паникёрству, легко расстающиеся с душевным миром, постоянно нервничающие, всегда или большую часть времени страдают от помыслов, которые, как некие змеи, вползают в душу, как будто поднимаются со дна человеческого сердца, что мы ощущаем особенно в час молитвы.

Едва лишь только мы обратимся к Богу, как тотчас сторонние помышления, самого разного рода мечтания, воспоминания, иногда навязчивые помыслы и даже зрительные образы обступают человека, подобно тому как слепни облепляют телёнка и не дают ему спокойно жевать травку.

Видя смятенное состояние апостолов, Христос Спаситель вкусил пред ними мёда и печёной рыбы, засвидетельствовав истинность Своего телесного воскресения, преподал им благодатный мир, утешил их обещанием, что весьма скоро Дух Утешитель снизойдёт на учеников, если они будут по повелению Господа неисходно пребывать в Иерусалиме, чая этого великого события – возрождения силою Святого Духа.

Мы с вами уже приняли Святого Духа в таинстве Крещения. Святые Отцы не зря говорят, что человек собственной силой не может победить греховные помыслы, за которыми всегда прячется лукавый дух. Именно демоны внушают нам злые помышления, смешивая их с нашими собственными. Так что, не различая своё и чужое, христианин обуревается всякого рода страстями, иные из которых нам хорошо знакомы: маловерие, испуг, боязнь, тревога, досада, обида, гнев, нечистые мысли и чувства, гордостное самоутверждение. И чем более человек погружается в собеседование с самим собою и со всякого рода помыслами, тем сильнее испытывает в своей душе неизбывную муку.

Для того чтобы выйти из этого мутного потока греха, христианин должен для начала перестать обращать внимание на тревожащие его помыслы, быть выше их, предстоя Господу и живо веруя в то, что очи Господни устремлены вглубь наших сердец. Вера открывает нам реальность духовного мира, поставляет нас пред Богом всемогущим и всеблагим. Вера побуждает нас к чистой молитве, за которой следует и чувство: благоговения, страха Божия, сознания, что Бог неизреченно близок к нам, что Он как любящий Отец не оставит нас в руках наших врагов. Христианин, не обращающий внимания на помыслы своего сердца, призван с терпением призывать Господа, прося Его милости, испрашивая у Него прощения, исполнения сокровенных нужд, призван славословить Творца, Который, создав человека и искупив Его на Кресте, никогда не оставит в беде нашу немощную душу.

Тот, кто учится не собеседовать с помыслами, не уходить умом на страну далече, не отождествляет себя со своими настроениями и нестроениями, благодарит Господа, претерпевая все внутренние напасти, получает от Бога дар спокойствия и мира. Притом что этот дар не естественного характера (как есть люди меланхоличные, а есть беспокойные), но вышеестественного, потому что Божия благодать приходит свыше и осеняет всякого христианина, искренне кающегося и молящегося, по слову Христа: Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененные [помыслами], и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя [иго всегдашней устремлённости к Нему, молитвенного собеседования с Ним] и… найдете покой душам вашим (Мф. 11, 28–29).

Такой человек получает от Господа благодатный дар мира, спокойствия, бодрости, благодарения, рассудительности и напоминает собой уже не подрубленное дерево, не камыш, который волнуется и склоняется вслед за направлением ветра, но он подобен скале, вокруг которой, может быть, бушует море, однако никакая волна не повредит этому утёсу, высящемуся над морской пучиной.

Вот этому и должно прежде всего учиться: обретя дар веры, не страшиться никакого страха, не отождествлять себя со смущениями нашего сердца; должно иметь полную уверенность, что Господь Бог силён разогнать все тучи и лучами Своей благодати высветлить, согреть душу, даровать ей покой и благодатный мир в Воскресшем Христе.

на воскресном всенощном бдении в храме Всех Святых 15.10.2016



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: