Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

История Алексеевской обители

Насельницы московского Алексеевского женского монастыря
настоятельницы Виленского Марие-Магдалинского женского монастыря игумения Флавиана (Попова)
и игумения Антония (Золотарева)

На окраине Вильны, по ул. Росса, среди целой массы зелени и цветов, в прекрасной местности, откуда открывался восхитительный вид на город, лежащий внизу, и на всю окрестность, высилась православная женская первоклассная обитель. На этом месте в 1717 году, во время царствования польского короля Августа II, Виленский римско-католический епископ Бржостовский соорудил костел в честь сердца Иисуса. Впоследствии при костеле образовался женский монастырь ордена «Визиток», обладавший значительными средствами и занимавшийся воспитанием девиц. Император Павел I учредил на собственные средства 12 стипендий при этой школе, которыми она и пользовалась до закрытия монастыря. Кроме того, монастырь владел двумя имениями: в Виленской и Минской губерниях. Смуты 1860–1863 гг. в Западном крае побудили правительство закрыть несколько католических монастырей, в числе их в 1864 году был упразднен и монастырь ордена «Визиток». Все монахини, числом до двадцати, выехали за границу. Капиталы и значительную часть имущества им было разрешено взять с собой.

И вот, по благословению митрополита Иосифа (Семашко), решено было на месте латинского устроить православный женский монастырь и в основу его деятельности положить воспитательное направление.

9 ноября 1864 года состоялось Высочайшее повеление об учреждении на этом месте православного женского монастыря во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины с наименованием оного «Мариинским», и в нем – приют для воспитания сирот православного духовенства, который и был торжественно открыт 22 июля – 4 августа 1865 года.

Таким образом, открываемый монастырь сразу призывался к высокому служению, и забота теперь состояла в том, чтобы во главе обители поставить лицо, которое бы по своим высоконравственным качествам и умственному развитию с достоинством занимало такое почетное по положению и важное по предстоящей деятельности место.

По собранным предварительным сведениям и по совещании приснопамятных святителей-митрополитов: Литовского – Иосифа и Московского – Филарета, указана была казначея Московского Алексеевского монастыря монахиня Флавиана, как вполне благонадежная и способная занять место настоятельницы открываемого монастыря; а в помощницы – монахиня Антония.

Законоучителем при монастырском училище избран священник села Подсосенья Дмитровского уезда Московской епархии, отец Петр Некрасов.


Игумения Флавиана

Устройство обители

Весьма отрадно, что для открываемого Виленского монастыря избираются сестры из древней Московской Алексеевской обители. Эта первая старейшая женская обитель была основана около 1360 года благословением святителя Алексия, святые мощи которого доныне открыто почивают в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы.

Вот из этой-то древнейшей обители Московской и была избрана первая настоятельница – основательница Виленского Мариинского женского монастыря – матушка Флавиана, в миру Екатерина Александровна Попова.

Она была дочерью титулярного советника, родилась в 1821 году в Москве, получила должное воспитание и образование. В 16 лет поступила в Алексеевский монастырь, где проходила разные послушания под руководством мудрых и опытных в монашестве стариц.

Скоро она навыкла доброму иноческому житию; была скромна и послушна, смиренна и терпелива, служила примером для других и 2 августа 1852 года архимандритом Андроньева монастыря отцом Платоном была пострижена в монашество на 31-м году от рождения.

Ее опытность и честность в исполнении своих обязанностей обратили на нее внимание и в 1855 году указом Московской Духовной Консистории она, на 35-ом году жизни, назначена казначею Алексеевского монастыря, в должности которой трудилась 10 лет.

24 июля 1865 года последовал указ Священного Синода о ее новом назначении, а 22 октября того же года преосвященным Игнатием, б. епископом Брестским, она посвящена в сан игуменьи. Вручая жезл новопосвященной игуменьи, владыка Игнатий указал ей на ее высокое особенное призвание на новом поприще служения и призывал ее идти неуклонно по новоизбранному пути жизни, возлагая всю надежду на помощь Всевышнего. С тех пор для игуменьи Флавианы открылось широкое и весьма нелегкое служение.

Смиренно, по-монашески, приняла она на себя это тяжелое послушание. Сколько нужно было найти в себе силы воли, терпения и кротости, а особенно энергии, чтобы уверенно идти этим путем, путем устройства обители, и тем самым оправдать оказанное доверие.

Приступая к своим обязанностям, матушка игуменья нашла этот монастырь, можно сказать, в развалинах. Помимо того, что все носило в церковных зданиях печать Западной церковной традиции, сами здания давно ремонтировались, страдали неопрятностью и сыростью. Приспособлений для общежительной обители и предполагаемого приюта не было; нужно было все вновь пересоздать, дать всему новый отпечаток в духе Православия.

Благодаря своему уму, энергии, высокой нравственности и привлекательному, доброму характеру, она сразу заслужила глубокое уважение многих высокопоставленных лиц и в них нашла, при переустройстве своей обители, содействие и сердечное сочувствие.

Не вдаваясь в подробности, скажем, что в два-три года прежний монастырь «Визиток» стал неузнаваем по своему устройству. Возникли два храма: теплая Покровская и холодная во имя св. Марии Магдалины, так прекрасно и с таким изящным вкусом устроенные и снабженные богатой утварью и ризницей. Были воздвигнуты новые здания, вновь пристроенные или переустроенные из прежних запущенных зданий, применительно к жизни сестер и устройству предположенного приюта. Хозяйство монастыря было поставлено на хорошую степень и т.п.

Прилагая столько забот, вместе с прибывшими из Москвы своими ближайшими сотрудницами, особенно казначеей монастыря, о внешнем устройстве монастыря, игуменья еще с большею заботливостью устраивала внутреннюю жизнь оного. Явился очень хороший хор из сестер и послушниц монастыря, в большинстве также прибывших из Москвы. Богослужение поставлено на высокую степень благолепия и порядка; чтение церковное доходило до совершенства; строгость монастырского устава выполнялась во всей своей силе. Для сей цели она была весьма внимательна к выбору сестер, следила за их жизнью и направлением с любвеобильною заботливостью матери. Замеченные недостатки благовременно исправляла или искусно предупреждала их, приучая сестер и словом и примером к тому или другому роду занятий.

Устройство приюта

4 февраля 1868 года, на основании устава, утвержденного Св. Синодом в 1867 году, был открыт приют при монастыре.

Как главная начальница приюта, игуменья Флавиана прилагала к успешному развитию его все свое умение и силы: сама преподавала то русский язык, то Священную историю Ветхого и Нового Завета; сама же обучала рукоделию, будучи опытною и весьма искусною в этом деле; следила неослабно и за преподаванием других сестер, преподавателей и преподавательниц, которых она приглашала в приют за плату от монастыря.

Воспитанницы находили в игуменьи вполне заботливую мать, которая не переставала следить за ними не только в стенах монастыря, но и по выходе их в свет. Этим они все обязаны ей, щедрая рука которой, расточавшая добро и помощь не сжималась потому только, что питомцы ее жили вдали от монастыря.

Матушка Флавиана устроила в монастыре живописную школу, которою руководила сама. Любя живопись, она возбуждала эту любовь и в некоторых послушницах и воспитанницах, которым преподавались уроки живописи, давшие настолько успешные результаты, что не только храмы обители, кельи монахинь и некоторые дома частных лиц украсились изящными иконами и картинами, но и некоторые другие церкви, как в Вильне, так и вне Вильны, получили отсюда по заказу или даром иконы и даже целые иконостасы. Иконы, выходящие из-под кисти монастырских тружениц, отличались строго православным стилем.

Ею также была заведена и мастерская для шитья церковных облачений. Этими прекрасными трудами рук сестер обители пользовались не только Виленские церкви. Почти все церкви при учебных заведениях Виленского Учебного округа постройкой ризницы обязаны Мариинскому монастырю.

При посещениях и осмотрах обители митрополитом Иосифом и другими высокими духовными и светскими лицами, монастырь неизменно доставлял утешение и неоднократно заслуживал полное одобрение.

Кончина игумении Флавианы

В 1871 году матушка игуменья за свою отличную и усердную службу всемилостивейшее была награждена наперсным синодальным крестом, в 1877 году она была представлена к награде крестом с украшением из кабинета Его Императорского Величества. Но Богу угодно было воззвать неутомимую труженицу в Небесные Обители, где ей уготована была неземная награда.

Настоятельствовала матушка игуменья 13 лет. Неустанные заботы и хлопоты по устройству обители, строгая подвижническая жизнь, обучение детей и воспитание их в приюте, ведение по трудному иноческому пути вверенных ее попечению сестер, и масса других дел, забот, скорбей, разных огорчений, скоро отразились на здоровье матушки, к тому же она сильно простудилась и тяжелый недуг приковал ее к постели.

Несмотря на тяжелую болезнь, она сохраняла полное сознание и христианское спокойствие духа до последних минут. Со свойственным ей чувством любви и смирения она простилась с сестрами, приняла Св. Таинство елеосвящения, причастилась Св. Христовых Таин и мирно скончалась 1 января 1878 года.

Как слух о болезни почившей, так и весть о смерти ее вызвали глубокое соболезнование в обществе. О сестрах и детях приюта нечего и говорить, скорбь была неутешная.

Тотчас же совершена была панихида и началось постоянное чтение Псалтири сестрами. Вынос в церковь был 3 января. Заупокойную Литургию и отпевание почившей 4 января совершил преосвященнейший Владимир, в сослужении значительного числа духовенства и при большом стечении православных. Почившую игуменью Флавиану почтили своим присутствием многие высокие лица.

При общем плаче сестер и многих других лиц, гроб был опущен в могилу, которая была приготовлена в монастырской ограде, у притвора большой церкви с северной стороны. Над могилою положена черная мраморная плита с выпуклым крестом с надписью: «Под сим камнем погребено тело игуменьи Флавианы, бывшей казначеи Московского Алексеевского монастыря и назначенной в 1864 году митрополитом Филаретом в Вильну для основания Мариинской женской обители и при ней училища. Скончалась в 1878 году 1 января, на 57 году жизни». В стене, против могилы, вделана в киоте икона Казанской Божьей Матери.


Игумения Антония

По представлению архиепископа Виленского и Литовского Макария (Булгакова) и благословению Святейшего Правительствующего Синода, место покойной матушки игуменьи Флавианы заняла ее верная помощница и сподвижница, казначея монастыря, монахиня Антония, в миру Елизавета Петровна Золотарева.

Происходила она из купеческого звания, обучалась в Московском пансионе. В Московский Алексеевский монастырь поступила 25 июня 1841 года. Послушания проходила разные. В монашество пострижена 24 октября 1856 года иеромонахом Григорием.

В 1865 году указом Литовской Духовной Консистории принята в число сестер Виленского женского монастыря и назначена казначеей.

29 мая 1873 года награждена наперсным Синодальным крестом.

6 апреля 1878 года назначена настоятельницей, а 22 июля того же года возведена в сан игуменьи высокопреосвященным архиепископом Виленским и Литовским Макарием (Булгаковым).

6 апреля 1887 года награждена золотым наперсным крестом с украшением, выданным из кабинета Его Величества. Имела серебряную медаль на Александровской ленте, в память Александра III.

Это была умная игумения, очень строгой монашеской жизни. Во всем следовала по пути своей настоятельницы – основательницы игуменьи Флавианы, свято хранила ее указания и наставления в деле воспитания сестер-инокинь, ставила в пример себе и другим ее подвиги. Пользовалась так же большим уважением и любовью от всех знавших ее. Монастырем управляла матушка игуменья Антония 22 года до 1900 года, жила на покое 4 года и в 1904 году 10 июля мирно скончалась.

Погребена рядом с матушкой игуменьей Флавианой, около монастырского храма, на могиле положена мраморная плита с надписью: «Здесь в Бозе почивает игуменья Антония. Избранная митрополитом Филаретом из сестер Московского Алексеевского монастыря в сотрудницы игуменьи Флавианы для устроения Мариинской женской обители и бывшая казначеей (1864–1878 гг.), а затем игуменьей (1878–1900 гг). Скончалась на покое 1904 года 10 июля 88 лет».

К великому сожалению фотоснимки приснопамятных игумений Флавианы и Антонии не сохранились.

Монахиня Варвара (Трофимова).
К 100-летию православного Виленского Марие-Магдалинского женского монастыря (летопись). Вильнюс, 1965 г.
По материалам сайта Литовской епархии Русской Православной Церкви