Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

Православная Франция

Франция настолько прочно укоренилась в нашем сознании как католическая страна, что многим из нас даже трудно себе представить, как много там православных святынь. А это на самом деле так. Очень много храмов, построенных еще до того момента, как католичество откололось от единой Апостольской Церкви. И архитектура этих храмов мало чем отличается от греческих базилик. А в католических соборах иногда можно встретить православные иконы. Много хранится там и святынь, дорогих сердцу каждого христианина.

Париж. Собор Парижской Богоматери. Терновый венец Спасителя

Париж.Собор Парижской Богоматери.
Париж. Собор Парижской Богоматери
В Париже в Соборе Парижской Богоматери хранится терновый венец Спасителя. Вспомним строки Евангелия: "Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на главу и, одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам." (Ин.19,1-3) Вот этот терновый венец и хранится ныне в Париже. Он выносится для поклонения верующих каждую первую пятницу месяца в 15:00. А во время Великого поста (по католическому календарю) - каждую пятницу. В Страстную Пятницу (тоже по католическому календарю), к святыне можно приложиться почти весь день - с 10:00 до 17:00.

Так получилось, что в мой первый и единственный визит во Францию, я прилетела в Париж как раз в первую пятницу месяца. Благодарила Господа за, что Он сподобляет меня приложиться к столь великой святыне. И вот я в знаменитом Собор Парижской Богоматери... Осматриваюсь... В центре, как обычно у католиков - сидения. А вдоль стен есть такие небольшие ниши, как бы углубления, похожие на маленькие часовенки в большом храме. В одной из таких ниш мое внимание привелек огромный старинный Крест. Причем, изображение Спасителя на нем православное. (Известно, что в католической традиции принято изображать стопы Спасителя вместе прибытые одним гвоздем). Иду дальше. Взгляд падает на большую икону Божией Матери. Я очень удивилась. Слышала, что у католиков больше принято статуи создавать, а не иконы. Икона очень похожа на одну из известных у нас. А называется - Гваделупская.

Но вот храм наполняется народом. Начинается католическая служба, в начале которой торжественно выносится терновый венец Господа. Честно говоря, я чувствовала себя очень неуютно на этом богослужении. Собственно, на богослужение оно было мало похоже (в православном понимании). Все сидят. Звучит орган. Алтарь у них открытый, просто такое возвышение. Там стоят их священнослужители. Потом вперед вышла какая-то певица. Пела очень красиво. Пение это было такое нежное, грустное и трогательное, но духа молитвы в нем не было. Иногда пел весь народ в храме, для чего предварительно всем раздали листочки с текстом, который надо петь. Я пыталась молиться во время этой католической службы своими словами и Иисусовой молитвой. Но у меня плохо получалось, словно исчезла вообще способность к молитве. И только когда все смолкло, сердце мое раскрылось, и я смогла, наконец, помолиться. А еще я тогда подумала, что вот и мое сердце уязвляет терновый венец страстей. Страсти, как острые шипы вонзаются в душу! И скорби также вплетаются в этот терновый венец. Господи, помилуй, помоги мне! Исцели мое сердце, удали из него терния страстей! В конце службы все по очереди благоговейно прикладывались к святыне. Вот в этом нам можно поучиться у католиков. Все было чинно, никто не создавал толпы и давки, как это, к сожалению, часто случается у нас. Все смиренно выстроились в очередь и спокойно подходили.

Благодаря Господа за столь великую Его милость ко мне, недостойной, вышла из собора. Осмотрев его со всех сторон, спустилась к Сене. Смеркалось. Так красиво... Тишина, покой. В закатных лучах над мостом вздымалась стая птиц... И почему-то терялось ощущение реальности, как будто на дворе совсем и не XX суетный век, с его небоскребами, скрежетом, машинами, темпом жизни...

Париж. Трехсвятительское подворье

Иверская-Парижская икона Божией Матери.  
 Фото с сайта www.ruszarubezhje.ru
Иверская-Парижская икона Божией Матери.
Фото с сайта www.ruszarubezhje.ru
Не так легко найти в Париже знаменитое Трехсвятительское подворье. Вы не увидите ни куполов, ни привычной архитектуры. Но просто одно из зданий в ряду других. А о том, что это храм, возвещает только соответствующая табличка. Зато, когда входишь внутрь, впечатление, конечно, меняется. Дело в том, что в тех сложных условиях, в которых находилась русская эмиграция, ничего другого просто невозможно было устроить. В 1931 году оставшиеся верными Русской Православной Церкви создали общину. Бедствовали. Все, на что хватило средств - арендовать гараж и перестроить его под храм, который освятили во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Во главе прихода стоял митрополит Вениамин (Федченков). Чудом удалось ему вызволить чтимый список Иверской иконы Божией Матери, которую уже собирались продавать с аукциона. Икона эта - одна из "заместительниц" того чудотворного образа, что пребывал в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Когда сам образ носили по церквям, домам, больницам, то его место занимал список. Один из них был вывезен во Францию наполеоновскими солдатами. Вот этот самый список и даровала Царица Небесная бедствующему приходу. Одним из первых насельников Трехсвятительского подворья был митрополит Антоний (Блум), оставивший интересные воспоминания. Владыка рассказывал: "Помню, когда я был студентом, я участвовал в богослужении в малюсеньком храме, размером с комнату. Это было в Париже; у нас тогда не было никаких денег, мы собрали гроши и создали эту церквушку. В этом участвовали большие люди: братья Ковалевские, иконописец Успенский, Владимир Николаевич Лосский, были другие люди, между прочим и я, тогда юноша. В этот храм можно было войти, пробравшись по длинному, темному коридору между кошками и крысами, которые дрались между собой; обрамление было ужасное. Потом открывалась дверь и - храм был, действительно, беднее некуда: фанерный иконостас, бумажные иконы (пара настоящих икон была написана Успенским позже)". 1 А вот еще одно воспоминание митрополита Антония:

"Я помню, как-то на Трехсвятительское подворье - я пришел почему-то поздно и вижу: владыка Вениамин лежит на каменном полу, завернувшись в свою черную монашескую мантию, даже без подушки - просто лежит.

Я ему говорю: "Владыка, что Вы здесь делаете?"

"Знаешь что, сейчас на моей кровати спит один нищий, на матрасе другой, еще один спит на подушках, а еще другой - на моих одеялах. Так я здесь устроился, потому что в мантии моей мне тепло".
Все это для него типично. В это время действительно было голодно. На Трехсвятительском подворье в то время было пять человек, кажется, священников. Они ели только то, что прихожане оставляли в картонке у дверей. Денег никаких не было. Но владыка Вениамин умел вдохновить всю службу, вот так ее к небу возносить".2

В 60-х годах на этом месте был построен новый дом, первый этаж которого занимает храм. Трехсвятительское подворье является кафедральным собором Корсунской епархии Московского Патриархата.

На Трехсвятительском подворье ежедневно совершается полный круг богослужений. В храме пребывает чтимая Иверская икона Божией Матери. Если вам когда-нибудь доведется быть в Париже, обязательно посетите этот замечательный храм, согретый молитвами многих и многих людей, именитых и простых, известных и неизвестных, которых объединяло одно - теплая живая вера, любовь ко Господу, к родной Русской Церкви, любовь к России.

Адрес подворья: 15-й округ Парижа, улица Петель, 5. (5, rue Petel, Paris 75015). Ехать надо до станции метро "Вожирар" (Vaugirard). Выйдя из метро, надо пройти перпендикулярно улице Вожирар (на которой находится станция метро) до улицы Бломé (rue Blomet), перейти на другую сторону улицы Бломе, немного пройти налево. Свернуть направо на улицу Петель и немного пройти по той же стороне улицы, на которой вы оказались.

День в Париже

Начинаю свой маршрут с Монмартра. Монмартр в переводе означает "гора мучеников". По преданию, именно там пострадали священномученики Дионисий Ареопагит, Рустик и Елевферий. После того, как святой Дионисий уверовал во Христа, будучи привлечен проповедью Апостола Павла в Афинах, он жил еще достаточно долгое время в этом городе, распространяя в нем веру Христову. Затем он возгорелся желанием и в других странах проповедовать Евангелие и отправился в Рим. Прожил он там недолгое время, и святой Климент, епископ Римский послал его для проповеди в языческую в Галлию (нынешнюю Францию), а вместе с ним епископа Лукиана, священника Рустика. диакона Елевферия и других. Святой Дионисий проповедовал Слово Божие жителям Галлии и многих обратил от идолослужения к вере в Господа. В Париже (тогда этот город назывался Лютеция) он построил христианский храм (впоследствии на месте этого первого храма возник знаменитый монастырь Сен-Дени). В то время началось вторичное после Нерона гонение на христиан, воздвигнутое Домицианом. Этот правитель послал в Галлию военачальника Сисиния, чтобы предать мучениям тамошних христиан. Тогда были схвачен святой Дионисий, а вместе с ним Рустик и Елевферий. Причем, Дионисий был уже в преклонных летах. Многими муками пытался нечестивый военачальник заставить христиан отречься от Господа. Но святые мученики не повиновались ему, но твердо исповедовали веру в Христа Бога Истинного. Тогда мучитель осудил их на усечение мечом. Святых вывели из города к горе, называвшейся тогда Ареева или Марсова (Арей или Марс - языческий бог войны). И там были усечены тупой секирой. При этом Бог явил преславное чудо. Тело святого Дионисия, будучи обезглавлено, силою Божией встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею до того места, где был христианский храм. Отдавши свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. На том самом месте и было погребено тело священномученика Дионисия.3 По преданию, вдоль нынешней улицы Жирардон с Монмартра стекал ручей, в водах которого святой Дионисий омыл свою отрубленную главу, прежде чем нести ее к церкви.

Сейчас на вершине Монмартра находится довольно странный католический храм, именуемый Сакре-Кёр. Построен он был в 1873 году. Еще во второй половине XIX века эти места были совсем сельскими. Но Париж разрастался. В конце XIX века это место облюбовали безденежные художники, поскольку цены на жилье здесь были низкие, а работать было удобно. У подножия горы постепенно возник квартал развлечений со множеством кабаре и танцевальных заведений.

Помолившись святым мученикам на Монмартре, я отправилась на место погребения священномученика Дионисия. Итак, базилика Сен-Дени на севере Парижа (станция метро "St-Denis-Basilique"). Когда-то здесь был знаменитый монастырь. Огромный собор, служивший усыпальницей французских королей. Там же есть подземная крипта. Чтобы все это осмотреть, приходится выйти из собора и зайти сбоку, купив билет, потому что королевская усыпальница и крипта действуют сейчас как музей. Интересно, что на каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен. И вот четко прослеживается: те, кто жили до отпадения Католической церкви от Православия, изображены с крестообразно сложенными на груди руками. А те, кто жили уже в эпоху Католичества - у них руки сложены лодочкой, как принято молиться у католиков. Во время революции монастырь был закрыт, базилика разграблена, многие гробницы были разрушены, а над прахом почивших королей надругались потерявшие совесть бунтари. Мощи святых мучеников находятся за главным престолом храма.

Елисейские поля. (Avenue des Champ-Elysees) Эта, наверное, самая известная улица Парижа, была проложена еще при короле Людовике XIV как продолжение центральной оси парка Тюильри (парк перед Лувром). Триумфальная арка - была построена после успешного похода Наполеона в Австрию. Позже стала символом всех военных побед Франции. Увидев мост Александра III, сворачиваю туда. С моста хорошо видно Дом инвалидов и Эйфелеву башню. Вернувшись на Елисейские поля, дохожу до Площади Согласия (Place de la Concord). на мой взгляд, странное название для места, где во время великой по беззакониям Французской революции были казнены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. А создавалась эта площадь в 1759-1779 годах как "Площадь Людовика XV". Здесь же стояла его конная статуя, разрушенная во время французской революции.

Париж. Церковь святой Марии Магдалины
Париж. Церковь святой Марии Магдалины
Перпендикулярно площади Concord проходит улица Rue Royale. Свернув на нее, оказываюсь перед церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (Ste-Marie-Madelen). В этом храме пребывают и мощи святой. Но они подвешены где-то под потолком и приложиться к ним нельзя. Спускают из только в день памяти святой Марии Мандалины. Иногда православному приходу Трехсвятительского подворья удается получить разрешение отслужить молебен перед мощами равноапостольной Марии Магдалины.

Сразу за площадью Согласия начинается сад Тюильри, разбитый перед Лувром. От Лувра я отправилась искать церковь, в которой находятся мощи святой равноапостольной царицы Елены. Эта церковь называется Сен-Лё-Сен-Жиль (St-Leu-St-Gilles) и расположена на улице Сен-Дени, д.22. (Ближайшая станция метро "Этьен-Марсель"). Мощи святой находятся в крипте. Рядом с мощами - православные иконы. А в самом храме вы увидите Владимирскую икону Божией Матери.

Париж. Храм святого Стефана.
Париж. Храм святого Стефана
Святая Геновефа (Женевьева) Парижская. Святая покровительница Парижа преподобная Геновефа (во французском произношении - Женевьева) жила в конце V - начале VI веках. Она родилась недалеко от Парижа в христианской семье. С детских лет возгорелось ее сердце горячим желанием посвятить себя Богу. В те времена в Галии сущствовали уже монастыри, но были также девы, посвятившие себя Богу, но остававшиеся жить в миру. После определенного искуса девушка приносила обет безбрачия, а епископ свершал над нею посвящение и давал ей небольшую фиолетовую или красную головную повязку, которая являлась отличительным признаком посвященных Богу дев. Святая Геновефа сподобилась такого посвящения, когда ей было всего 14 лет. После смерти своих родителей она переселилась в Париж к своей крестной матери. Девушка вела подвижническую жизнь, с 15-летнего возраста она вкушала лишь дважды в неделю, причем пища ее состояла лишь из хлеба и бобов. И только в старости, по послушанию епископу, она стала вкушать молоко и рыбу. Преподобная Геновефа сподобилась от Господа дара прозорливости. Очень чтила она память священномученика Дионисия Ареопагита - апостола Галлии. И стараниями святой была построена базилика Сен-Дени вместо старой церкви на месте погребения священномученика. Во время нашествия гуннов под предводительством Атиллы молитвами святой Геновефы (ей тогда было 28-29 лет) Париж был спасен, Атилла внезапно круто повернул и обошел Париж стороной. Преподобная прославилась в народе многими подвигами и чудесами. По ее молитвам совершались дивные исцеления, изгонялись бесы. Была она заступницей обидимых, пленных, несчастных. Перед ее просьбами смягчались сердца даже суровых язычников. О святой Геновефе спрашивал пришедших к нему из Парижа купцов преподобный Симеон Столпник, просил передать ей приветствие и молиться о нем. Молитвами святой Геновефы король-язычник Хлодвиг принял святое крещение. А дочь и сестра короля, дав обет безбрачия, стали подвизаться под ее духовным руководством . Преподобная Геновефа отошла ко Господу 3 января 512 года в возрасте 89 лет. Погребена она была в крипте, находившейся под храмом святых апстолов Петра и Павла.

Почитание преподобной Геновефы началось сразу же после ее кончины. Множество чудес происходило от мощей святой. По молитвам к преподобной исцелялись болящие, ее заступничеством Париж спасался от завоевателей. Считается она также покровительницей всех учащихся. Во время Французской революции мощи святой Женевьевы были сожжены безбожниками, а пепел развеян над Сеной. Но частицы ее святых мощей, подаренные в свое время различным приходам, сохранились. Эти частицы, а также древняя гробница преподобной находятся в храме святого Стефана-на-горе (Saint-Etienne-du-Mont) . Рядом с мощами висит небольшая православная икона, на которой святая Геновефа изображена вместе с преподобным Симеоном Столпником. Храм святого Стефана расположен рядом с Пантеоном. Пантеон первоначально строился как храм святой Геновефы. Но французская революция решила использовать его в своих целях, назвав "усыпальницей великих людей эпохи свободы", сюда был перенесен прах Вольтера. Позже здесь был похоронен Виктор Гюго.

Житие преподобной Геновефы Парижской

Сент-Женевьев-де-Буа


Русское кладбище под Парижем,
в Сент-Женевьев-де-Буа

Русское кладбище под Парижем,
в Сент-Женевьев-де-Буа.

Белый храм средь берез и туманов,
Голубой купол чистой слезой…
Над эпохой потерь и обманов,
Над безбожия мрачной грозой.

Он парúт словно в чистой лазури,
Утешает любви тишиной.
Унесенные смерчем той бури
Обрели здесь последний покой.

И в небесной задумчивой сини
Здесь встает наша слава и боль,
Честь и слава Великой России
И страдания горькая соль.

Средь березок, воздушных и легких,
Отделен от родных очагов,
Русский остров в туманах далеких
У Парижских чужих берегов.

Здесь молитвой наполнится сердце,
Тайны некой развеется дым,
Мир глубокий в душе водворится.
И вернешься отсюда иным.

Татьяна Радынова

Во время норманских набегов в IX веке мощи преподобной Геновефы уносили из Парижа. При возвращении святых мощей в Париж совершалось множество чудес. Так, в предместье Парижа в лесу забил источник, там была устроена часовенка со статуей святой Геновефы. А само местечко стали называть Сент-Женевьев-де-Буа, то есть, "Святая Женевьева в лесах".

В 30-е годы XX века здесь на пожертвования благотворителей был устроен "Русский дом" для престарелых и нетрудоспособных русских эмигрантов. Тогда же городские власти выделили для русских часть кладбища. На небольшом участке, прилегающем к кладбищу, выстроили церковь Успения Пресвятой Богородицы. Архитектором храма был Альбурт Александрович Бенуа. Над росписями храма работал он же, вместе со своей супругой Маргаритой Бенуа. А также граф Г.А.Шереметьев и некоторые добровольцы.

На этом кладбище покоятся великие люди России, которые были вынуждены покинуть родину в результате большевистского переворота. Здесь находится памятник в память воинов Белой армии. Обрели свой последний покой на этом кладбище многие священнослужители. В частности, протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Василий Зеньковский и другие. Похоронены здесь многие известные деятели культуры. Среди них - композитор Н.Н.Кедров, писатели Иван Бунин, Б.К.Зайцев, Виктор Некрасов (участник Великой Отечественной войны, автор книги "В окопах Сталинграда", выслан из России в 1974 году), поэты Георгий Иванов и Александр Галич (вынужденный уехать в эмиграцию в 1974 году), художники Константин Коровин, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, М.В.Добужинский, кинорежиссер Андрей Тарковский (в эмиграции с 1983 года), философ Н.О.Лосский. На этом кладбище похоронена княгиня Вера Аполлоновна Оболенская. Она была участницей французского Сопротивления, была арестована во Франции, перевезена в Берлин и там казнена в 1944 году. Ей было тогда 33 года... Здесь покоятся Великий князь Гавриил Константинович (сын Великого Князя Константина Константиновича Романова, президента Академии наук и поэта, писавшего под псевдонимом К.Р.), Великий Князь Андрей Владимирович, сын брата Императора Александра III, Великого Князя Владимира Александровича. Здесь был похоронен писатель Иван Сергеевич Шмелев, сейчас его прах перенесен в Москву. На этом кладбище могилка отрока Сергия Старка, Сержика, маленького земного ангела, с удивительной историей которого многие знакомы.

Доехать до кладбища можно автобусом от остановки, находящейся на пересечении бульвара Saint-Jacques и площади Denfert-Rochereau до остановки "Liers" (около 45 мин)

Пюи (Puy)


Пюи (Puy)
На юге Франции расположен небольшой древний городок Пюи. На вершине большой скалы стоит храм Архангела Михаила (Сен-Мишель)10 века. Храм имеет византийскую архитектуру и сохранил древние православные фрески. В этом храме хранится древний чудотворный крест 10-11 века. Кафедральный собор города посвящен Благовещению. Построен он в 12 веке. Архитектура тоже православная. А внутри- чисто католический. В этом соборе находится некий камень, на котором Матерь Божия явила чудо в 5 веке, исцелив женщину. Еще в Пюи на высокой горе в 19 веке католики поставили огромную статую Девы Марии - Богоматерь Франции (Notre-Dam de France). Почему-то розового цвета. И еще почему-то внутри статуи есть ступеньки и можно подниматься... Для православного человека как-то это очень странным кажется. Городок Пюи очень древний, так что интересно просто побродить по его улочкам.

* * *

И еще во Франции есть много святынь. В Шартре хранится Плат Божией Матери. В Амьене в кафедральном соборе пребывает честная глава святого Иоанна предтечи и Крестителя Господня. В Туре - мощи святого Мартина Турского. Есть и еще святыни. Подробнее познакоситься с историей Трехсвятительского подворья, житием святой Геновефы Парижской, а также узнать о других святынях Франции, вы можете на сайте, посвященном  Православию во Франции.

Татьяна Радынова



Примечания:
[1] Митрополит Антоний Сурожский. "Войду в том твой". - С-Птб,"Сатис",1999.с.46
[2] Архиепископ Вениамин (Федченков). "Небо на земле". - М,"Паломник",2003.с.10
[3] Святитель Димитрий Ростовский. Жития Святых. Октябрь. День третий.