Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Интервью с протоиереем Артемием Владимировым
(журнал "Все о мире строительства", 2009 год)

О духовности и нравственности, интеллекте и интеллигентности

     Да, так и следовало назвать этот материал. Наш гость, настоятель храма Всех святых в Красном селе, протоиерей Артемий Владимиров делится с читателями размышлениями, наблюдениями и открытиями именно в этих областях человеческой жизни. Впервые в гостиной нашего строительного издания священник, и это добрый знак, ибо со строительства души, внутренней светлой созидательной работы начинается любое позитивное человеческое существование в этом мире.

     - О. Артемий, Вы закончили филологический факультет Московского государственного университета. Почему Вы выбрали именно этот факультет?

     - В школе я с интересом изучал английский язык, поэтому, получив аттестат, захотел продолжить изучение языков. Мои педагоги рекомендовали мне поступать именно в университет, говоря о том, что в этом учебном заведении я смогу получить разностороннее образование.

     - Вашей специальностью был язык или литература?

     - Проучившись известное время на романо-германском отделении, я почувствовал потребность прикоснуться и к отечественной филологии. Меня стал интересовать церковно-славянский язык, мир древнерусской литературы, во многом потому, что душа стремилась соприкоснуться с Церковью, тогда для нас незнакомой, казавшейся недосягаемой. Моей новой специализацией стала древнерусская литература и церковно-славянский язык, а в дипломе значится, что я филолог-русист, имеющий право преподавать в школе.

     - Как Вы пришли к священническому служению?

     - К священническому служению я шел долго и неспешно. Неспешно потому, что не считал себя достойным этого призвания. Начав ходить в храм по воскресным и праздничным дням, я мало-помалу убедился, что священство - самое высокое, благородное и чудесное призвание во вселенной. Внимательно присматриваясь к священникам, я видел, что посредством этого служения человеческим сердцам даруется полнота Божественной любви. После работы в школе я был приглашен преподавать языки в Московскую Духовную семинарию и академию, где получил от начальства предложение встать на путь священнослужения. В ночь под Рождество Христово в 1988 году я был рукоположен в священники тогдашним ректором Московской Духовной академии и семинарии, ныне уже почившим архиепископом Дмитровским и Саратовским Александром.
     Думаю, что мой приход к священству был определен не столько внешними обстоятельствами, сколько таинственным и сокровенным обращением к Богу, Который, как мне верится, по Своей неизреченной милости, подводил меня к пастырству через многие значимые вехи, заметные лишь душе вашего покорного слуги…
     До сих пор я иногда захожу в храм святого пророка Илии, что в Обыденском переулке, дабы взглянуть на знаменитое изображение Христа Спасителя в белой ризе, простирающего руки ко всякому входящему, в ознаменование евангельских слов: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… (Мф. 11, 28). Этот образ принадлежит кисти священномученика Русской Православной Церкви, митрополита Серафима Чичагова, знаменитого составителя летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Именно перед этой иконой, беседуя с Господом в глубинах моей души, я выразил некогда внутреннее желание встать на путь священнического служения. Этот путь был мне открыт в лике Христа Спасителя, свидетельствующего о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Своим покровителем в священническом служении я считаю святителя чудотворца Николая, почитать которого был научен сызмальства, когда я еще не знал ни одной молитвы, не ходил в храм, однако верил, что существует великий покровитель всех слабых и убогих - святитель чудотворец Николай.

     - Помогает ли Вам филологическое образование в Вашем нынешнем служении?

     - Филологическому образованию я многим обязан. Во-первых, кругом чтения, который весьма расширился после моего поступления в университет. Во-вторых, - любовью к родному слову, овладеть которым я старался уже после университета, став учителем словесности и русского языка. И сейчас, конечно, мне много помогает знание английского языка, особенно - в общении с англоязычными православными христианами. А что говорить о привычке читать Священное Писание на церковно-славянском языке, обладающем особой, вéщей, а вместе и поэтической силой!

     - Продолжаете ли Вы сейчас читать светскую литературу, и если "да", то какие книги предпочитаете (авторы, жанры)?

     - Великая русская литература весьма условно может быть названа светской, потому что наши лучшие писатели, начиная с Александра Сергеевича Пушкина, поставляют читателя пред лицем вечности, не забавляя его лишь живописным описанием земных историй, но проводя вместе с героями через многоразличные испытания, в том числе и смерть. Вот почему сегодня мне часто приходится обращаться к пастве, к слушателям в различных аудиториях со словом о русских писателях, об их исканиях, прозрениях, ибо такого рода темы одинаково близки и интересны, как для студентов, так и для пожилых людей. Подобные предметы позволяют священнику, сочетая приятное с полезным, назидать и духовно питать слушателей без дидактики и нарочитых поучений.

     - Вы читаете книги просто как читатель, как филолог или как священник?

     - Конечно, беря сегодня в руки ту или иную книгу, я иногда замечаю в себе придирчивого филолога, замечающего стилистические и иные недостатки речи, но, большей частью, смотрю все же на книгу пастырскими глазами, ибо нет ничего интереснее, чем судьба человека, осмысляемая в перспективе вечности. Нужно сказать, что священнику сегодня несут много стихотворных и прозаических рукописей, интересуясь его мнением и ожидая отзывов, прося содействия в напечатании работы. Я вижу в этом положительное явление, ибо всякий, берущий на себя труд писать, сочинять, относится к слову внимательнее, чем обыватель. С другой стороны, обидно, когда начинающие авторы избегают того кропотливого труда, который был присущ гениям - Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, начинавшим всегда с подражания великим мастерам…

     - У Вас есть опыт преподавательской деятельности. Что он Вам дал, чему научил?

     - Я почитаю себя счастливым, что пришел к священству из педагогики, потому что учитель, который должен уметь не только рассказать, но и показать детям, "что такое хорошо и что такое плохо", мало-помалу, незаметно для себя обретает способность беседовать с каждым человеком на его языке, применяясь к психологии, восприятию любой аудитории. А это весьма важное качество для пастыря, задача которого - понять душу, назидать и освящать умы и сердца простым и выразительным словом, дышащим убежденностью, любовью и радостью.

     - Кого, по-Вашему, можно назвать образованным человеком?

     - В России образованным можно назвать того человека, который обрел духовные корни бытия, а вместе с ними и целостное миросозерцание. Образован тот, кто постарался освоить лучшие плоды, сокровища своей национальной культуры. И не просто познакомился с ними, но и вобрал их в ум и сердце, так что наше слово становится выразителем тех глубинных знаний, которые мы неспешно и тщательно собираем с юности и складываем в сердечной клети.
     Конечно, характер образованности может быть разным. Есть люди с энциклопедическим охватом ума, есть те, кто являются корифеями в выбранной ими отрасли знаний. Но говоря об образованном человеке, мы чаще всего имеем в виду корпус гуманитарных дисциплин - язык, литературу, историю, - всего того, что объемлется прекрасным лермонтовским словосочетанием "предания старины глубокой". Неслучайно Александр Сергеевич Пушкин говорил, что "монахам мы обязаны нашей историей, а, следовательно, и просвещением". Это значит, что именно Русская Православная Церковь, весь строй ее жизни, сокрытой во Христе, равно и памятники церковной письменности, во многом являются фундаментом подлинного вéдения, приобретенного не головным, начетническим образом, но исполнением заповедей Христовых. В совершенном смысле образованным называют человека не только просвещенного ума, но и сердца, воспитавшего свои чувства, овладевшего страстями и насадившего в собственной душе нравственные качества - Христовы добродетели чистоты, смирения, мира, кротости, воздержания, радости, мудрости, молитвы и любви! Вот подлинное образование личности гармоничной, универсальной, способной поделиться с окружающими плодами Духа Святого...

     - Сокращение объема гуманитарного образования в школе и вузах обусловлено естественным развитием общества в негуманитарную сторону или это просто недальновидность и просчет российских ученых, политиков и чиновников?

     - Я не смотрю так наивно на тенденции, господствующие в сфере образования. Это не недальновидность и просчет, а сознательное разрушение русской культуры, в угоду западному куцему менталитету. Если вы знакомы со стандартами единого государственного экзамена, то вы не сможете не согласиться со мной, что сама система тестирования - плоских вопросов и тупых вариантов ответов на них - чужда нашему славянскому мышлению. Как легко угадывается в этом не просчет, не просмотр и не движение общества в негуманитарную сторону, а одно из проявлений насилия западного общества в отношении православной славянской цивилизации! Последствия сокращения объема гуманитарного образования всем приметны - расчеловечивание личности, потеря нашей молодежью умения глубоко мыслить, потеря навыка изучать предмет в его сущности. А это значит, что наши учащиеся рискуют превратиться в "манкуртов", "иванов, не помнящих родства", лиц с заниженными потребностями, достойных лишь обслуживать интересы "золотого миллиарда".

     - Сегодня продолжаются весьма ожесточенные споры по поводу ввода в школьную программу предмета "Основы православной культуры". Противники выдвигают такие аргументы, как ущемление прав представителей других конфессий, нерелигиозных и атеистически настроенных людей; ограничение свободы выбора ребенка и т.д. Что бы Вы ответили таким оппонентам?

     - Я предложил бы этим оппонентам, в искренность которых я имею смелость не верить, посмотреть на опыт других стран, против образовательной системы которых не ведется никакой полемики. Например, в Израиле вся молодежь в обязательном порядке изучает священный язык, Святое Писание, в полной мере приобщаясь к национальной традиции, притом, что ни для одного ни светского, ни духовного учреждения не делается никакого исключения. Поэтому что толку повторять всем известные истины о культурообразующей религии и государственно образующей нации! В России - это Православие и русская нация, никогда не ущемлявшая и не подавлявшая интересов и прав больших и малых народов, населяющих Отечество.

     - Должен ли священник принимать активное участие в сферах образования и культуры?

     - От священника прежде всего мы ожидаем чистоты сердца и молитвенного дерзновения пред Богом, проповеди слова Божьего, духовного окормления паствы. Это наиважнейшая часть его деятельности. Однако, если таланты и образование позволяют священнику активно внедряться в сферы образования и культуры, - честь и хвала такому пастырю, который способен "глаголом жечь сердца людей", "чувства добрые в народе пробуждать" и "милость к падшим призывать". В век распадения в искусстве формы и содержания, деградации культуры, в век, когда средства массовой информации сознательно разлагают нравственность в народе, именно пастырям дóлжно, как это всегда было на Руси, стать учителями жизни. Поэтому пусть священники будут желанными гостями во всех сферах бытия общества, лишь бы только они соответствовали чаяниям, исканиям, ожиданиям сбитой с толку публики, тем не менее тянущейся к нравственным идеалам, еще стремящейся, в лучших своих представителях, согласовать свою жизнь с евангельскими заповедями.

     - Сегодня часто можно услышать слово "духовность", но создается впечатление, что люди вкладывают в него различный смысл. Что, на Ваш взгляд, является подлинной духовностью и какие существуют связи между духовностью и образованностью, культурой, воспитанностью, образованностью и интеллигентностью?

     - Для того чтобы не путаться в этих простых терминах, давайте зададим себе вопрос: что есть человек? Человек - это существо духовно-телесное. Соответственно, питая тело, мы должны питать и душу. Нет споров о том, как питать тело, но спорят о том, что является пищей души. Если вести речь о душевных потребностях, то здесь нужно говорить о культуре, образованности, интеллигентности. Ум пусть обретает многосторонние и полезные знания, рассудочная деятельность упорядочивает эти знания, вычленяет главное, отделяет побочное; эстетическая потребность пусть питается и совершенствуется через соприкосновение с миром искусства, шедеврами живописи, архитектуры, литературы. Интеллигентность соотносится не только с деятельностью рассудка и ума, но и с жизнью сердца, приобщением к этике - науке, или искусству общения с людьми. Человек интеллигентный, в моем представлении, отличается деликатностью, тактичностью, предупредительностью, радушием, приветливостью, уступчивостью, стыдливостью, совестливостью, ответственностью.
     Но все перечисленное нами еще не вполне соответствует понятию духовности, потому что высшей способностью души Священное Писание называет дух - словесную вечную силу, ищущую Бога и находящую успокоение только в Нем - Творце и Спасителе нашем Иисусе Христе. Этот союз человека с Богом невозможен без веры и осенения человека благодатью Божьей. Через крещение и другие таинства Православной Церкви христианин вступает в общение с Богом, становясь обителью Святого Духа, носит в себе дух чистоты, радости, любви, истины, правды, молитвы и мудрости. Собственно, духовностью и нужно было бы называть благодатные дары Святого Духа, насажденные в таинстве крещения и развиваемые христианином через нравственный подвиг исполнения евангельских заповедей под руководством Матери Церкви.
     Таким образом, душевность есть развитие перечисленных нами сил души: ума, чувства, рассудка и эмоций. А духовность соотносится с возрождением человеческой личности Божественной энергией, источником которой является Дух Святой. Последняя задача неосуществима без правой веры во Христа и пребывания в лоне Матери Церкви. Отсюда становится понятным, что люди могут быть носителями и иного рода "духовности", ведь никто сейчас не удивится словосочетанию "демоническая духовность", которая представляет собою мир, полярный православной духовности. Только последняя дает нравственное здоровье человеку.

     - Духовность и нравственность - это одно и то же?

     - Это близкие, но не тождественные понятия. Когда мы говорим о нравственности, то пускаем в ход для всех ясные категории: долг, честь, ответственность, моральная чистота, благородство, самопожертвование, деятельное милосердие, скромность, бессребренничество, целеустремленность. Другое дело, что вне православной духовности истинная нравственность остается абстрактным понятием. Из этого не следует, что все люди, находящиеся за оградой Православной Церкви, безнравственны. Напротив, христианская православная культура первая признает ценность нравственных максим, изречений древних мудрецов, повествования которых так любили и поныне любят читать образованные люди, знакомя с ними своих детей. Но нравственность древних римлян и греков, подчас поражающая обывателя (когда речь идет о патриотизме, жертвенном служении отечеству, верности долгу), не представлена и в этих классических примерах в чистом и совершенном виде. Поэтому, ценя Сократа и Платона, многие теоретические положения которых приближаются к христианскому учению, не будем сегодня говорить об их личной жизни, не лишенной пороков, нетерпимых для христианского сознания.

     - Жизнь в современном мире порой оставляет мало времени и сил для работы над своей духовностью. Это действительно так или нам это только кажется?

     - Один из замечательных современных духовных писателей, в котором совмещается, и культура, и воспитание, и образованность, и интеллигентность, и духовность, - архимандрит Рафаил (Карелин), говорит о том, что у современного мира нужно вырывать часы для работы над самим собой. Иначе он совершенно закабалит нас и подчинит бесполезной и гибельной суете, не оставив нам даже секунды на размышление о собственной душе. Поэтому не будем роптать на трудные времена, но будем развивать в себе целеустремленность и последовательность в достижении цели - нравственного совершенства, очищения ума и сердца, стяжания Христовых добродетелей, и, прежде всего, смирения и любви, которые делают человека истинным другом Божьим и другом всего человечества.

     - Можно ли быть современным, занятым, деловым и в то же время духовным человеком?

     - Конечно, можно преуспевать в земных трудах и при этом быть носителем подлинной духовности, чему свидетели десятки, а может быть, сотни православных христиан, занимающих самые различные места и ниши в иерархии общества, - от мужей, облеченных властью, до простых и никому не ведомых тружеников, как в области физического, так и умственного труда. Но для христиан непреложны слова Спасителя: Ищите (…) прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). То есть, если человек во главу угла поставил работу над самим собой, покаяние, очищение от страстей и стяжание Божией благодати, Христовых добродетелей, то Бог обязательно будет помогать ему и во внешнем круге его дел, благословляя успехом всякое земное начинание.

     - Возможно ли быть воцерковленному человеком быть бизнесменом, шоуменом, актером?

     - Воцерковленность можно понимать двояко. Согласитесь, сегодня странно крещеному православному человеку не ходить в храм, не исповедоваться, не причащаться, не иметь духовника, не чтить великих праздников, не уметь ответить: "Воистину воскресе!" - в ответ на пасхальное благовестие пастыря: "Христос воскресе!". Подлинная же воцерковленность - есть стяжание православной духовности, обновление ума и сердца благодатью, пронизанность Божественными энергиями, плодоношение сердца миром, чистотою, милосердием и радостью.
     Безусловно, деловому человеку ничто не препятствует быть воцерковленным, что доказывается, между прочим, историей дореволюционной Москвы, обязанной купеческому сословию своими больницами, храмами, благотворительными заведениями. Актерская среда - явление сложное, поскольку стяжание душевной цельности, простоты и глубины внутренней жизни через покаяние и молитву затруднительно для актера, который часто не выбирает своих ролей и вынужден вживаться в судьбы отрицательных героев. Учтем при этом, что падшие вкусы публики сегодня требуют чего-то "жареного", - недопустимого, с точки зрения христианской этики. Вот почему совестливые актеры, без вины виноватые, часто оказываются заложниками ситуации и нехотя становятся источником соблазна.
     Современная профессия шоумена тоже, наверное, зависит от ниши, или сферы применения сил. Если речь идет о "тяжелом роке", связанном с подавлением личности слушателя, не знаю, о каком воцерковлении можно говорить в отношении импресарио безнравственных ансамблей и групп, пропагандирующих наркотики и разврат, поклонение демонам. Если речь идет о высоком, классическом искусстве, народном танце, фольклоре или эстраде, которая не разрушает, а созидает "чувства добрые", то - свечи в руки устроителям и организаторам такого рода деятельности!

     - Есть ли такие профессии, которые губительны для человеческой нравственности, души?

     - Это все занятия, которые сопряжены с развращением личности: продажа табачных изделий, равно как и их изготовление, так называемый игорный бизнес. Умолчим об изготовителях и потребителях порнографии, анафематствованных еще древними церковными соборами раннего средневековья. Все перечисленное мною несет в себе печать гибели, как для "профессионалов", так и для жертв их безнравственного ремесла.

     - Какие из пороков современного общества наиболее опасны для духовного здоровья человека?

     - Думаю, главный из них - это гордость, психология обывателя, проецирующаяся в самодовольство, в беспечный образ жизни, связанный лишь с поиском чувственных удовольствий и развлечений. Пожалуй, самым страшным является пропаганда растления человеческой природы - грехи против седьмой заповеди о целомудрии и супружеской любви. Не дай Бог, что наступит черная полоса в истории российского образования, когда, по европейской хартии, подписанной теми, кто призван думать в Государственной Думе, но кажется, отрекается от этой способности, - и наши школы превратятся в "дом терпимости", а уроки "секспросвета" - растления невинных и девственных душ и телес - будут завершением нравственного падения и гибели Отечества.

     - Можно ли пользоваться атрибутами современной цивилизации (телевизор, компьютер) и оградить себя от пагубных аспектов их воздействия?

     - Мы с вами не против телевидения или компьютерной техники, при помощи которой, верстаются и номера Вашего журнала, но всякий, кто сегодня не лишает себя помощи этих средств, должен быть очень осторожен и осмотрителен, чтобы не стать рабом экрана. Специалист должен уметь в меру пользоваться упомянутой техникой, без вреда для здоровья, ради достижения законных профессиональных целей, всячески ограждая себя "противовирусными программами" от порно-сайтов и картинок развратного содержания, намеренно размноженных в виртуальном мире.

     - Можете ли Вы назвать современные телепередачи, радиостанции, фильмы, книги, которые, на Ваш взгляд, полезны для духовного развития?

     - Думаю, что всякий, кто регулярно просматривает передачи на канале "Культура" или канале "Домашний", и без моей помощи назовет прекрасные, нравственно и эстетически ценные передачи, программы, блоки, рубрики; извлечет из своей домашней фильмотеки десятки фильмов, не только советской, но и позднейшей эпохи, сделанных подлинными мастерами своего дела с заботой о нравственном здоровье человека.
     Сегодня двадцать пять часов в сутки вещают телеканалы "Союз" и "Спас", предоставляющие возможность познакомиться с жизнью Православной Церкви. То же относится и к радиостанции "Радонеж, хотя голос этой радиостанции не слишком заметен на фоне мутного селя пошлой индустрии современности. Но, как говорят, "свинья грязь найдет". Человек с развращенными намерениями и нравами не получит пользы от общения и с Самим Христом Спасителем, что видим на примере несчастного Иуды.
     Из современных православных писателей отмечу старца Паисия Святогорца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Рафаила (Карелина), архимандрита Лазаря (Абашидзе), протоиерея Николая Агафонова, а также Валентина Распутина, Василия Белова, Владимира Крупина, Олесю Николаеву, Наталию Сухинину.

     - За последние двадцать лет кардинально изменилось российское общество, изменились ли люди за это время?

     - Думаю, что люди изменились кардинальнее всего. Мы живем с вами в той же столице - в Москве, но, к сожалению, контурная карта Советского Союза не знакома современному школьнику. Наиболее существенные изменения совершились в психологии личности. Сравните современные и советские фильмы - вы увидите, насколько скромными, симпатичными, идеалистичными, романтически настроенными, целомудренными, порядочными были герои кинолент 70-80-х годов, в сравнении с участниками современных молодежных пошлых и дурно пахнущих ежедневных передач, предназначенных для широких кругов общественности. Не знаю, смог бы князь Щербатов написать второй том книги "Повреждение нравов России", живи он в наше время? Думаю, что он просто не имел бы моральных сил взять в руки перо, увидев ту бездну нечистоты и порока, которые выдаются сейчас за норму человеческого бытия и человеческих отношений. Я не люблю останавливать внимание на негативе, дабы не отягощать и без того взбудораженные умы и сердца слушателей, но нам сегодня нельзя стесняться гражданской нравственной позиции. Каждый думающий человек, чувствующий себя ответственным за судьбы Родины, призван сегодня быть верным семьянином, носителем чистого и прекрасного слова, отстаивать психологию скромного труженика, работающего не за страх, а за совесть, человека, способного и готового делиться золотниками веры, истины и любви с ближними и дальними.

     - Насколько изменилось Ваше представление о человеке, понимание человеческой природы за годы Вашего священнического служения?

     - Чем более я служу и тружусь на поприще пастырского служения, тем более проникаюсь сознанием слабости, хрупкости, немощи человеческого естества. Именно это смиренное сознание собственной слабости является залогом великих побед, потому что христианин верует в Живого Бога, всемогущего, праведного, всемилостивого, не далекого, но бесконечно близкого, простирающего нам руки со Креста и свидетельствующего, что Он гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34).
     Но еще я вижу, насколько человек, живущий в обществе, зависит от общества, и прихожу к мнению, что лишь подлинная воцерковленность дает возможность современному человеку остаться критически мыслящей личностью, не поддаваться пагубному влиянию различных поветрий (от моды до политической демагогии). Именно нелицемерная любовь ко Христу и Матери Церкви дает человеку силы противостоять коллективному греху, а значит, и право оставаться мыслящей личностью, наименоваться человеком разумным. Не могу не подписаться под словами одного современного мыслителя, который говорит, что без Христа в человеке не остается ничего человеческого…

Материал подготовили: В.Лихварь, Е. Путинцева.