Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Проповедь за Литургией на Евангельское чтение "Се даю вам власть наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию".

     Поздравляем вас, честныя отцы, братие и сестры, с праздником Христова Рождества, причастников и причастниц с причащением Святых Таин Христовых!

      Евангелист Лука в сегодняшний день возвестил нас о Божественной радости Господа Иисуса, Который, видя апостолов, возвратившихся после евангельской проповеди, возвестил им истину необыкновенной важности: «Се даю вам власть, - обратил к ним Свою речь Спаситель, а в их лице, и к нам, - наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию. Впрочем, не о том радуйтесь, что бесы повинуются вам, но о том, что имена ваши вписаны в Книгу Жизни на Небесах». Спаситель, видя апостолов, подобных детям по искренности веры, приверженности к Своему Учителю, готовности исполнять Его заповеди, свидетельствует им о силе Божией, которой они приобщились в награду за указанные добродетели. И сила эта явлена, прежде всего, в ниспровержении, низложении всех козней лукавого духа, в единении с которым и состоит погибель падшего человеческого естества. Итак, в награду за веру и любовь ко Христу Его последователи истинные получают власть над падшими духами, на деле осуществляют то, о чем ежедневно мы просим в молитве Господней: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

      И далее, Спаситель обращается ко Отцу, таким образом, научая нас, как же сокрушить сатану под ноги наши, как освободиться от его тлетворного и погибельного воздействия на нас, как выйти из под его темной, помрачающей ум и сердце, власти, власти, распростертой над всеми без исключения сынами падшего Адама, если только они не восприняли самим делом плоды искупительной смерти и воскресения Господа Иисуса Христа.

      Прежде всего, Спаситель обращается к Отцу с молитвой, собеседует с Небесным Отцом, благодарит Его благость за то, что Тот сокрыл от премудрых и разумных то, что ныне открылось апостолам, истинным детям по духу Господа Иисуса Христа. Мы заключаем отсюда, что первое оружие, которым нам надлежит пользоваться, дабы поразить лукавого есть молитвенное обращение ума и сердца к Богу. И если мы не владеем как следует этим оружием, если мы не ставим пред собой задачи стяжать дух молитвенный, если думаем, что иные какие послушания, делания, исправления даруют нам победу над сатаной - напрасно, даже незаконно подвизаемся. Лишь молитвы страшится лукавый дух. Потому что в молитве и только в ней нам дано предстать пред лицем Господа, нам дано обратить к Нему наш покаянный плач. Лишь посредством молитвы мы вступаем в теснейшее общение с Богом Сил. Лишь только молитва изводит нас из области тьмы. Посему, подвижники благочестия утверждали: тот, кто не молится, хотя и был весьма учен и сведущ в богословии, то и не христианин вовсе. Но молитва бывает разного качества и разного достоинства. Не всякую молитву приемлет Бог. Бог отверг молитву гордого фарисея. Господь говорит о молитве Иуды: «молитва его да будет во грех, и диавол да станет одесную его». Вот почему к этому первому оружию необходимо присовокупить и другое - сердечную добродетель смирения. Того смирения, о котором свидетельствует слово Божие: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, - на молитве, - Бог не уничижит». Не случайно преподобный Иоанн Лествичник назвал смирение «ризою Божества». Господь одет в ризы смирения и хочет, чтобы каждый из Его последователей разумно облекся в эту вышеестественную небесную добродетель. А как известно, смирение - достояние детей, которые, в отличие от взрослых, немало не мнят о себе, не высокомудрствуют, воспринимают все вещи просто, не услаждаются похвалой, не обижаются надолго, но ходят в простоте и веселии духа, сознавая себя чадами своих родителей. И подлинно, сатана трепещет смирения, которое, впрочем, снисходит как дар свыше, от Отца Небесного только на тех, кто, не имея смирения, сокрушается об этом, просит Бога и всячески вольным образом смиряет себя самого. По учению Матери Церкви нам, чуждым смирения, необходимо плакать и сокрушаться о пустоте нашей горделиво возносящейся души. Нет иного пути к Богу, хотя бы мы и молились, как только лишь всегда и во всех обстоятельствах разумно укорять самих себя. Осуждая пред лицем Божиим наши недостатки, упущения и погрешности, в молитве с покаянием восполнять то, что недостает нам. И если молитва наша зиждется на сокрушенном духе, заквашена смирением, то тогда, подлинно, мы становимся страшными для гордых падших духов, словно от огня бегущих от сердца молящегося смиренного человека. Впрочем, надолго враг не отходит. Всегда попускается ему ради нашего спасения многообразными кознями искушать нас, посещать скорбями, когда обстоятельства обращаются против нас самих, создаются весьма затруднительные условия для духовной жизни, когда кажется, сама жизнь наша препятствует нам осуществлению главной задачи - стяжанию молитвенного духа. Спаситель и на это недоумение дает ответ в сегодняшнем Евангелии. Ибо Он обращается к Небесному Отцу с благодарением. «Благодарю, Тебя, Отче! - восклицает Господь духовным радованием, - яко утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцем». Итак, истинная молитва, помимо сокрушенного духа, обязательно должна быть проникнута благодарением Создателя. Особенно тогда нам должно благодарить Его Премудрость, когда создаются затруднительные условия для жизни в Боге, когда все препятствует нам спасаться, когда внутренние и внешние скорби приводят нас в изнеможение, когда на каждом шагу мы встречаем искушения, не имеем никакого покоя, будучи со всех сторон теснимы, гонимы нашими собственными страстями. Неопытные малодушествуют, унывают, отчаиваются, бегут с того места, на которое их поставил Господь. А несколько умудрившиеся, по изречению Писания: «Аще дух владеющего, князя мира сего, найдет на тебя, места своего не оставляй», - пребывают в этих скорбях, напастях в благодарном расположении сердца, непрестанно славословят Бога за скорби, даже тогда, когда сердце наше отказывается понимать, как можно благодарить, если в душе темно и отвне отовсюду скорби. Однако, благодарение, совершаемое с принуждением себя самого, как и самоукорение, является мощнейшим оружием против лукавого духа. Он и не может подойти к человеку, исповедующему свое сыновнее чувство к Небесному Отцу.
      Впрочем, не о том должно нам радоваться, что мы получаем за указанные делания молитвы, смирения и благодарения свободу от лукавого духа, не только об этом. Но главное о том, что наши имена вписаны в Книге Жизни. А узнаем мы об этом по тому сыновнему и дочернему чувству зависимости от Небесного Отца, обращенности нашего духа к Нему, внутренней потребности изливать пред Ним молитвенные чувства сердечные, узнаем по тому, что Бог воистину наш Небесный Отец, когда и мыслью, и волею и сердцем прилепляемся к Иисусу Христу, Сыну Божию, чрез Которого единственно мы и имеем доступ к Небесному Отцу.
      Таким образом, Богомладенец Иисус Христос, лежащий в яслях в пещере Вифлеемской, желает, чтобы мы заимствовали Его Божественные добродетели и всегда бы угождали нашему Создателю непрестанной молитвой, зиждущейся на основании смирения, самоукорения, скромности, молитвой, получающей крылья чрез благодарственное настроение, особенно, чрез благодарение за скорби, трудности, смущения и все прочее, что составляет наш жизненный Крест.

10 января 2000 г.