Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

«Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов».
Проповедь за Литургией.

     Кратко поразмыслим над словами Священного Писания, читанного в честь преподобного Варлаама Хутынского.

      Начинается это Священное чтение словами: «Братия, плоды духа суть: мир, радость, долготерпение, смирение, кротость, воздержание». Именно взращиванию плодов мы должны посвятить наши силы, должны осознать и уразуметь, что в них-то, в этих плодах Духа, - весь смысл и цель православного подвижничества. Притом, что эти плоды взращивает Сам Бог. Наше дело - удобрять и увлажнять почву нашего сердца. Дело Божие - взращивать растение, насажденное в саду Небесного Отца и даровать ему силу плодоношения. Однако, каждый из нас на Страшном Суде ответит: в саду сердца его возросли ли плоды Духа, или осталась душа пустоцветом. Господь каждому желает этих плодов, дарует все необходимое и достаточное, дабы они явились во время благопотребно. Нечем гордиться человеку, не имеющему плодов. Ибо, стало быть, подвижничество его не вполне законно. Ибо не прошло еще достатка времени для явления плодов Духа. Нечем гордиться и тому, кто в начатке, или в средней степени, или в сугубой степени стяжал эти плоды, ибо они произведения Духа Святаго. Сие не от нас, но от Господа, дарующего благодать свою смиренным, кротким, кающимся грешникам. Эти слова служат в обличение каждому из нас. Ибо Бог не взирает на лица человеческие, ничто пред Ним и самые дела наши, именуемые добрыми, но все намерение сердца нашего, все в плодах сердца нашего. И когда Бог взращивает эти плоды, тогда должна душа исполниться великого благодарения, а вместе, и страха и трепета, как бы собственным самолюбием и гордыней, осуждением, невнимательностью, не погубить того, что дарует Бог. Между тем, приходя к нам в Таинствах, а преимущественно, в Святой Евхаристии, Господь украшает необыкновенным образом человеческую душу, так что в саду сердечном цветут дивные цветы, красные и сладкие плоды произрастают. И нам подобает лишь пребывать во внимании, внимательности, осторожности, бдительности, благодарении Господу, дабы эти цветы не завяли, а плоды, не успев вызреть, как должно, не были бы поклеваны хищными птицами - греховными помыслами, праздными словами, неблагочестивыми деяниями нашими.

     «Вы духовнии, - далее слышим мы, - исправляйте согрешившего духом кротости, соблюдая самих себя, дабы и нам не быть искушенными тем же грехом.» Как важно удержать в памяти эти слова! Ибо вот единственное подспорье ближнему в его бедствиях, духовных тяготах - кротость наша. Если не имеешь духа кротости, безгневия, доброжелательности, мира сердечного, молитвы тайной за ближнего, сострадания, - то ты и не духовен. А коль не духовен - то и не смей никого обличать, тем паче осуждать и пересуживать. Если же вознамерился помочь словом ближнему - облекись в кротость, исполнись Христова мира, покоя, тишины. И, стало быть, не самоутверждения ради, а святой любви Христовой ради приступи к ближнему и скажи ему слово, которое приведет его в умиление, воздвигнет его падшего, возбудит в нем ревность об угождении Богу. И это повеление Иисуса Христа: «Вы духовнии, исправляйте согрешившего духом кротости» - погружает нас в сокрушение, помогает нам видеть, насколько мы не соответствуем этому призыву. А, стало быть, смиряет нас. В смирении же - начало нашего собственного исправления.

      И наконец, еще одна мысль ныне чтенного преподобнического Евангелия: «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Удивительно, непостижимо, всегда ново, таинственно это повеление Христа Владыки. И как важно уразуметь его, дабы угомониться, успокоиться, отогнать всякую ложную неудовлетворенность, тревогу, тоску, и понять, что поприще к совершенному угождению Творца нам уже даровано. Дорога обретена. Не нужно метаться и бегать, во всех углах ища более удобного места и служения ко спасению наших душ. Ибо вот - место указано, время обозначено, поприще найдено. «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Что значит исполнить закон Христов? Это значит - искать Царствия Небесного и правды его. Это значит - войти в таинственное и спасительное единение с Живым Богом. Это значит - принять Его спасающую благодать, освятиться и оживотвориться Духом Святым. Кто же сему способен, к сему доволен? Тот, кто уверует в слова Иисуса Христа: «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Действительно, не у всех у нас острый и чистый ум, дабы побеждать помыслы, распознавать искушения бесплотного врага, не все мы имеем чистоту сердца, дабы на всякое время и во всяком месте молиться Богу духом, не все мы наделены достаточными силами душевными и телесными к подвигу благочестия. Но слабы, но помрачены, но обременены грехами, но немощны, страждем и душою и телом, не имеем ни здравого ума, ни удовлетворительных понятий о духовной жизни, во всем неисправны, совершенно неключимы, недостойны и именоваться рабами Вышнего Бога. Но именно к таким, болящим, а не здоровым, обращено слово Христа: «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Окажется вам по силам выполнять заповеди и, более того, удовлетворить жажде сердца, ищущего духовного совершенства, полноты единения с Господом. Что же к тому средства, какая дорога к Богу, «носить бремена друг друга» - всего-то, и только-то. Как это кажется легко. И действительно, по силам человеку, если он всецело посвятит себя исполнению этой кардинальной Евангельской заповеди, на которой «закон и пророки висят», по слову Христа Спасителя.

      Что же это значит: «носить бремена друг друга»? Во-первых, это означает, что все ближние обременены некой тяжестью, которая соприсутствует им так же, как и нам самим. Эта тяжесть - наша ограниченность, наша небезгрешность, наши страсти и немощи, которыми мы обложены, повязаны с головы до пят, это наша непросвещенность, наше непостоянство, наша слабость, наша удобопоползновенность ко греху, наша неисправность, наше всегдашнее коснение во грехах, наше возвращение к исповеданным грехам, наша рассеянность, - словом, вся совокупность наших немощей, составляющих, собственно, падение человеческой природы.

      «Носите бремена друг друга», - значит, прежде всего, осознавайте эту взаимную ограниченность и греховность. А, стало быть, тяжесть, которая тяжесть каждого из нас. Тот не исполняет этой заповеди, кто думает найти в ближних совершенство, уверен, что на земле встретится ему такой чистый, универсальный человек, совершенно лишенный присущих нам грехов. Страдающие таким прекраснодушием, такой наивностью, таким романтизмом, такой болезнью неизбежно придут к глубокому кризису. Потому что они воздвигают в своем сердце кумира, надеяться на которого запрещено всякому разумному христианину. Вдребезги распадется на составные части пред ними этот идол, воздвигнутый их собственным воспаленным воображением. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», «Проклят всяк, надеющийся на человека, ибо всяк человек - ложь есть». И тот, кто страждет этой умственной болезнью, то есть, ищет на земле совершенства, приписывает это совершенство кому бы то ни было из ближних, облеченных, как и он сам, плотью немощной, -таковый болен неисцельно. Бог оставляет его в руках его болезни, до тех пор, пока тот гордыню свою не смирит и не признает, что «все согрешили, все лишены суть славы Божией», все нуждаются в милости Творца, ибо все упали в Адаме, «всяк человек ложь есть».

      «Носите бремена друг друга». Сближаясь с человеком по долгу службы, по кровному, по духовному родству, знай, что, в меру твоего приближения к нему, ты принужден будешь и нехотя носить его тяжесть, его ограниченность, его немощь. Почему русский народ наш весьма проницательно говорит: «Всех люби, от всех беги». Если чувствуешь себя слабым и неспособным кому бы то ни было доставить благо, будь весьма осторожен в общении, не спеши приобретать себе так называемых закадычных друзей. Не спеши вступать в приятельские отношения, под которыми и за которыми часто скрывается наше легкомыслие, наша ревность, искание плотских утех, наше самоутверждение, наша гордыня, наша неопытность.

      «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Вступая в общение с человеком, заранее смирись с тем, что он принесет и привнесет в твою жизнь известную тяжесть, известный груз, который ты должен подъять, то есть, должен потерпеть его, должен воздержаться от осуждения его, должен покрыть его немощи своей любовью, должен восполнить ему недостающее своей собственной молитвой. Так муж мыслит в отношении своей жены. Так мать мыслит в отношении своих детей. Так друг мыслит в отношении своего друга. Так сослуживец мыслит в отношении сотрудника своего. А кто так не мыслит - то не знает ни самого себя, не знает ни природы человеческой, ничего не понимает в общении с ближними.

      «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Какое великое обетование! Господь Бог обещает нам верх и предел, если только есть предел в нравственном совершенствовании в награду за мудрое, снисходительное и терпеливое отношение и обращение друг с другом. «Носите бремена друг друга», - не говорите: «я больше не могу, у меня нет больше сил, я не могу ни трудиться, ни молиться в таких условиях, я должен поменять среду обитания, я должен отказаться от тех, кто дан мне Промыслом Божиим ради нахождения тех, кто мне Промыслом Божиим не дан». Так говорит и мыслит человек неопытный, неосведомленный, готовый уже попасться на блесну, на удочку, закинутую в житейское море нечистым коварным злым духом, ищущим нашей погибели. «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Почему столь плодоносно исполнение этой заповеди? Ибо носящий бремена ближних, то есть, смиряющийся с их мнимыми и действительными недостатками, обнаруживает смирение пред Богом. Он исповедует ту истину, что един Бог безгрешен, а праведник на день седмижды падает. Что говорить о человеке грешном, каковы все мы? Человек же, со смирением относящийся к ближним, учащийся благодушествовать по поводу своих собственных и чужих несовершенств, оказывается способным исполнить заповедь о любви, заповедь главную, заповедь основную, заповедь спасительную. «Любить друг друга, как Я возлюбил вас». Ибо вот мы по нашему произволению и склонности к злым делам обретались врагами Богу. Но Бог, не взирая, вопреки нашей злобе, возлюбил нас вечной любовью, стал ради нас Человеком, пролил за нас, неблагодарных, невежд Свою Живоносную Кровь, призвал нас в общение с Самим Собою. И многократно отпадающих от Его любви, изменяющих, предающих Его, всякий раз, по преизбытку Своей Благости, обращает нас к Себе, не оставляя нас в руках нашего падения, исхищая нас из плена злого и нечистого духа. «Любите же друг друга, как Христос возлюбил вас», - учит нас Писание, заповедуя никогда не разочаровываться в человеке, не падать духом, не проклинать, не осуждать никого, ни от кого не отвращаться, но поступать по слову Писания: «Любовь всему веру емлет, любовь вся переносит, вся терпит, никогдаже отпадает» в надежде на лучшее будущее. Итак, человек, носящий бремена друг друга, и смирен, потому что он имеет правое ведение о падшем человеческом естестве; он и исполнен любви, потому что не осуждает, но удерживается от злобы, от отчаяния, но молится, и сострадает, и переживает за ближних, и просит Господа укрепить их, и молится о даровании им всяческих благ, об оставлении их грехов, о прощении, освящении благодатью Святого Духа. Тот же, кто имеет мудрую любовь, уже близок к духовному совершенству. Ибо «любовь есть совокупность всех чаемых благ», есть венец всех добродетелей, есть самая царица добродетелей. Любящий, то есть, мысленно обнимающий ближних и молящийся об их благе, самыми помыслами расположения к ближним свидетельствует, что Христос неложно имеет с ним общение, сотворил из сердца любящего Свою обитель, дарует ему благодать Святого Духа.

      Вот какой короткий и легкий путь к духовному совершенствованию. Заключается он в том, чтобы не сомневаться, не роптать, не недоумевать - почему же окружающие нас люди так скудны в любви, так далеки от идеала христианской жизни, так жестоки, неблагодарны, немощны, подозрительны, так склонны осуждать и пересуживать нас и в глаза и за глаза. Но носить бремена ближних - значит иметь готовность все принять от них, и благое и скорбное. Ибо мы заслуживаем лишь наказания, и притом вечного. А Господь Милосердый дарует нам милость и животворит нас Своею благодатью вопреки нашей испорченности, нашему обращению ко греху, едва лишь страсти заявят о своем существовании и привлекут нас к себе.
      Итак, будем, братья и сестры, размышлять всегда над этими великими и не вполне дознаными нами словами: «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Эти слова указывают, что именно в наше время, в нашей жизни, в наших обстоятельствах нам даровано все необходимое и достаточное ко спасению, к достижению нравственного духовного совершенства. Эти слова призывают нас всегда бдеть над своей душою, дабы и мыслью не осуждать ближнего, но всем желать блага, всех видеть достойнейшими, лучшими, сравнительно с нами, всем воздавать честь, большую, нежели самим себе. Слова эти указывают нам на то, что спасение и близко и возможно. Ибо никого так не любит Господь, как человека нелицемерно, в тайне души возлюбившего ближних, переставшего их осуждать, имеющего к ним сострадание, молящегося о даровании им Божией благодати. Не усомнимся в этих словах, но укорим себя в том, что мы еще не встали на путь этого делания, и встанем на этот путь, призывая на помощь благодать Господа и Покров Его Пречистой Матери. Ей, буди, буди! Аминь.

19 ноября 2001 г.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: