Версия для печати

О православном богослужении

Особенности богослужения Великого поста

Четверг пятой седмицы Великого поста.
Мариино стояние

Преподобная Мария Египетская перед иконой Божией Матери. Иерусалим
Преподобная Мария Египетская перед иконой Божией Матери. Иерусалим
В четверг 5-й седмицы Великого поста на утрени единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Соединяется он с каноном преподобной Марии Египетской и с трипеснцем. И, кроме того, прочитывается с амвона житие преподобной Марии Египетской, разделенное на две статии (две части). И поэтому члужба эта называется "Стоянием преподобной Марии Египетской" или "Мариино стояние", иногда же "Андреевым стоянием".

Великий канон читался на первой седмице Великого поста, разделенный на четыре части. Теперь он читается полностью, чтобы вновь возбудить нашу ревность к подвигу покаяния и поста, вдохнуть в нас силы и решимость к достойному окончанию Святой Четыредесятницы. Великий канон, как повествует синаксарий, способен умягчить и самую жесточайшую душу и воздвигнуть ее к покаянию, сокрушению и богоугождению. Также и житие преподобной Марии исполнено великого назидания и умиления. Оно дает многое утешение согрешившим, показывая неизреченное Божие человеколюбие и милость к человеку кающемуся.

Богослужение этого дня имеет свои особенности.

На вечерне на Господи воззвах к обычным стихирам добавляются 24 стихиры Великого канона, составленные преподобным Андреем Критским. Эти стихиры по содержанию глубоко покаянные, умилительные, как и великий канон. Каждая из стихир оканчивается словами: "Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя". По Уставу после каждой стихиры положено полагать по 3 поклона.

Повечерие положено малое и читается келейно.

На утрене стихословится одна кафизма (8-я), после которой читаются седальны Октоиха и затем первая часть жития преподобной Марии. Затем 50-й псалом и канон. После 3-й песни - седальны и вторая часть жития преподобной Марии. После 6-й песни - поются блаженны с поклонами и с чтением покаянных тропарей.

На часах кондак Великого канона "Душе моя, душе моя...", на первом часе кафизмы не положено.

В этот день служится Преждеосвященная литургия, на которой, по слову Устава, "причащаемся Святых Христовых Таинств".

Также в этот день на трапезе разрешается вкушение вина и елея (постного масла).

Житие преподобной Марии Египетской на церковно-славянском языке

Проповеди и слова:

Предыдущий раздел. Память преподобного Иоанна Лествичника | Следующий раздел. Суббота Акафиста
Особенности богослужения Великого поста. Оглавление


     Литература и примечания:

[1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[2] "Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни". - М., Сретенский монастырь,"Новая книга","Ковчег",1998г.
[3] "Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах". - Московское подв.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом", М.,1996г.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: