О православном богослужении
Особенности богослужения Великого поста. Страстнáя седмица
Великий Четверг
|
Моление о Чаше. Икона из монастыря святой Марии Магдалины в Гефсимании |
На этой вечери Христос также показал ученикам образец смирения, умыв им ноги. Об этом повествует Евангельское чтение утрени. Святитель Иннокентий Херсонский предполагает, что спор между учениками о том, кто из них больше, возник именно из-за умовения ног, которое необходимо было совершить перед пасхальной вечерей. Прислужника в общине не было, и кто-то должен был исполнить этот обычай и умыть другим ноги. Но никто не хотел этого сделать, ученики спорили между собой о первенстве. И тогда Сам Господь стал умывать всем ноги, наставляя их, чтобы они научились смирению.
В прощальной беседе Христа с учениками после установления Таинства Причащения, Господь раскрывает перед ними тайну Своего служения, сущность Своего учения. Он утешает и укрепляет учеников перед предстоящими испытаниями.
|
Гефсиманский сад |
Этой ночью Иуда, окончательно предавший Господа, привел от первосвященников стражу, чтобы взять Иисуса. Страже и слугам нужен был какой-то знак, указывающий на Того, против кого они отправлены. Предатель избрал для этого лобзание: "Кого я облобызаю, Тот и есть, возьмите Его". Христос, зная, что произойдет, разбудил всех учеников и вышел навстречу предателю. Все еще желая образумить несчастного Иуду, Господь спросил его: "Друг мой, зачем ты здесь?" Но Иуда не внял любви Спасителя и облобызал Его, тем самым давая условленный знак воинам. "Иудо, лобзанием ли предаеши Сына Человеческого?" - вопросил его Господь. Стража же не решалась схватить Его, пораженная таинственной силой, исходившей от Него. Дважды Он спрашивал их, кого они ищут. "Иисуса Назорея," - отвечали стражники. "Это Я," - отвечал Господь, оставаясь на месте и ожидая, пока воины схватят Его. Позаботился Он только об учениках, сказав, чтобы отпустили их. А Себя предал в руки стражников. Петр было выхватил нож и отсек одному из служителей ухо, но Господь остановил Петра и исцелил ухо раненого слуги. После этого все ученики в страхе бежали, остались только Иоанн и Петр, которые последовали за Учителем.
Враги Христовы крайне спешили, поэтому Спаситель был приведен сразу в дом первосвященника. Здесь же происходит и предсказанное Господом троекратное отречение Петра, боявшегося, что его тоже схватят.
На Утрени - тропарь "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе!". Канон Великого четверга. Светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой...". На 1-м часе читается пророчество ветхозаветного пророка Иеремии о страданиях Спасителя, в котором Христос сравнивается с агнецем, ведомым на заколение.
В этот день служится Литургия по чину святителя Василия Великого, соединенная с вечерней. Вместо Херувимской песни, вместо причастна и вместо "Да исполнятся уста наша..." поется песнопение "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".
После заамвонной молитвы в кафедральных соборах совершается Чин омовения ног, в котором изображается, как Христос умыл ноги учеников, читается Евангелие, повествующее об этом. Архиерей изображает Христа, а архимандриты или священники - 12 учеников. В Иерусалиме Чин омовения ног свершается на площади перед храмом Воскресения Христова, Христа изображает Иерусалимский Патриарх.
Повечерие служится малое, на нем поется трипеснец.
Проповеди и слова:
Предыдущий раздел. Великая Среда | Следующий раздел. Великая Пятница | ||
Особенности богослужения Великого поста. Оглавление |
[1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[2] "Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни". - М., Сретенский монастырь,"Новая книга","Ковчег",1998г.
[3] "Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах". - Московское подв.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом", М.,1996г.
[4] Святитель Иннокентий Херсонский. "Последние дни земной жизни Иисуса Христа". - М.,2002г.