Версия для печати

О православном богослужении

Особенности богослужения Великого поста

Неделя Ваий (Вход Господень во Иерусалим)

Дорога через Елеон-древние ступени
Дорога через Елеон - древние ступени, по которым ступал Господь, направляясь в Иерусалим
Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему престоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи. Конечно, слух о вышеестественном чуде распространился быстро, и люди хотели видеть Чудотворца.

Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" Шествие это являло собою нечто торжественное и священное, оно напоминало слова пророка Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9,9). До этого момента Спаситель не объявлял Себя открыто, уклонялся от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому искреннему и радостному выражению народных чувств, свершалась тайна Промысла Божия, сбывались древние пророчества, внимание всего народа обращалось на пришедшего Мессию. "Аще сии умолкнут, - камни возопиют!" - ответил Христос тем, кто советовал Ему остановить народное ликование. А Господь, приближаясь к Иерусалиму, скорбел о духовной слепоте иудеев и о будущей гибели города: "О, если бы ты, хоть в этот день твой уразумел, что служит к миру твоему!" Этим Спаситель еще раз обращал внимание людей на важность происходящего: "в сей день твой".

Еще несколько важных моментов, на который обращает внимание святитель Иннокентий Херсонский. Для входа в Иерусалим Христом Спасителем был выбран именно тот день перед иудейской Пасхой, в который в каждом семействе избирали агнца, служившего "пасхой". Это, конечно, не случайно, если видеть в пасхальном агнце не только памятный знак бывшего благодеяния Божия, оказанного праотцам иудеев в Египте, но прообраз Пасхи Христовой. Сам Господь Иисус Христос, теперь становится Агнцем, приносимым за грехи всего мира. А сам образ восшествия в Иерусалим, несмотря на торжественность, был исполнен глубокого смирения и определенно указывал на то, что Царство Христово - "не от мира сего", что Мессия - не земной царь.

Торжественный вход в Иерусалим еще более озлобил врагов Христа. Поэтому они решили действовать безотлагательно, но тайно, так как всеобщее ликование и расположение к Иисусу Христу, препятствовало им открыто применить силу.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу двунадесятых праздников. Все богослужение совершается только празднику, воскресная служба опускается. На утрени после Евангелия читается молитва на благословение ваий (финиковых, пальмовых ветвей или у нас верб). Освященные ваии раздаются затем молящимся, когда они подходят к Евангелию для целования его. Литургия совершается по чину свт.Иоанна Златоуста.

Проповеди и слова:

Предыдущий раздел. Седмица Ваий | Следующий раздел. Страстная седмица
Особенности богослужения Великого поста. Оглавление


     Литература и примечания:

[1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[2] "Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни". - М., Сретенский монастырь,"Новая книга","Ковчег",1998г.
[3] "Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах". - Московское подв.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом", М.,1996г.
[4] Святитель Иннокентий Херсонский. "Последние дни земной жизни Иисуса Христа". - М.,2002г.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: