Версия для печати

О православном богослужении

Особенности богослужения Великого поста

Страстнáя седмица

Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим: Великий понедельник, Великий вторник...

Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа. Служба совершается только по Триоди, службы святым из Минеи вычитываются на повечериях в предыдущие дни.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы положено на Часах прочитывать Евангелие (по современной практике, Евангелие читается в течение всего Великого поста) - полностью от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна до 14-й главы, до слов: "Ныне прославися Сын Человеческий". Чтением Евангелий раскрывается вся жизнь Спасителя.

Также в первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой положено определенное Евангельское чтение. Читается Евангелие и на утрени.

На повечериях в эти дни читаются трипеснцы Триоди, также и на утрени вместо полного канона.

На утрени в понедельник, вторник и среду поется тропарь "Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас". Женихом здесь назван Христос. Тропарь этот составлен в подражание Евангельской притче о Десяти девах, вышедших в полночь навстречу Жениху. Воскресение Христово произошло в полночь, и Второе пришествие Господа - Жениха душ наших, по преданию Церкви, будет в полночь. Это песнопение побуждает нас не предаваться сну греховному, бодрствовать душой, подвизаясь на пути спасения. Тропарь этот положено петь неспешно и "со сладкопением".

На утрени в понедельник, вторник, среду и четверг поется светилен (эксапостиларий) "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшéнный, и одежды не úмам, да внúду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя". Положено петь этот светилен трижды, неспешно, "со сладкопением". Вначале посредине храма одним певцом и затем повторяется хором. Это песнопение напоминает нам Евангельскую притчу о человеке, вошедшем на брачный пир в неподобающей одежде. Говорит о том, что для того, чтобы войти в Чертог Жениха, в Небесное Царство, необходимы светлые одежды добродетелей.

Начиная с Великого четверга, все богослужение посвящено Крестному пути Спасителя. Службы эти совершенно особые, они не могут сравниться ни с какими более богослужениями, прежде всего, по внутреннему содержанию, хотя отличаются они и по форме.

Проповеди и слова:

Предыдущий раздел. Неделя Ваий | Следующий раздел. Великий Понедельник
Особенности богослужения Великого поста. Оглавление


Литература и примечания:

[1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[2] "Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни". - М., Сретенский монастырь,"Новая книга","Ковчег",1998г.
[3] "Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах". - Московское подв.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом", М.,1996г.
[4] Святитель Иннокентий Херсонский. "Последние дни земной жизни Иисуса Христа". - М.,2002г.

[5] Архимандрит Рафаил Карелин. "Путь христианина: Слова и беседы", - М.,Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: