Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

История московского Алексеевского девичьего монастыря

Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий,
человек Божий
Алексеевский девичий монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским. Это древнейший девичий монастырь в Москве.

В благочестивом семействе родителей святителя было пятеро сыновей и две дочери: Иулия (в монашеском постриге Евпраксия) и Ульяна (Иулиания). Любовь к старшему брату побудила сестер устроить обитель во славу святого Алексия, человека Божия - покровителя их брата в монашестве. Первоначально монастырь был воздвигнут на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Местность это в то время было частично покрыта лесом, а большую ее часть покрывали луга с сенокосами, отчего и называлась она Остожье, Стоженец, ныне Остоженка (сено, складываемое в стога). Место это было уединенным, тихим, что являлось очень благоприятным для создания обители. С одной стороны протекала речка Остоженка, давно уже не существующая, с другой - Москва река.

Алексий Человек Божий был одним из любимых святых на Руси. Русский народ чтил его любовь к нравственной чистоте, его беспримерный подвиг самоотвержения и смирения.

Святитель Алексий
Святитель Алексий,
митрополит Московский
Соборный храм монастыря был освящен в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы (9/22 декабря), один из престолов был посвящен преподобному Алексию, человеку Божию. Монастырь стал называться Алексеевским или Зачатьевским (по соборному храму), а в народе чаще всего его называли просто Девичьим, пока не было другого девичьего монастыря в Москве, а потом Старо-Девическим. По преданию, у южной ограды обители был дом святителя Алексия, в котором он останавливался при посещении монастыря.

Устав был положен общежительный. Первой игуменией обители стала Иулиания. Летопись того времени говорит, что она была "от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна". Однако, очень распространено предание, что первой игуменией обители была одна из сестер святителя Алексия. Вся проникнутая духом христианского благочестия, она мудро руководила вверенными ей сестрами, обучая их монашескому жительству не только повелением и советом, но и личным примером. Скончалась любимая всеми игумения в 1393 году в четвертую субботу по Пасхе и была погребена близ храма.

Сестры святителя Алексия также просияли подвижнической жизнью в основанной ими обители. За милосердие и кротость, духовную мудрость и смирение еще при жизни они почитались в народе как святые. И после кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. К концу XIX века были подготовлены документы для канонизации подвижниц, но события 1917 года помешали этому осуществиться. Прославление преподобных Иулиании и Евпраксии было совершено в 2000 году.

Обитель пережила много бед и напастей, восставала из пламени пожаров, не единожды разорялась и вновь восставала из руин. В 1445 году строения монастыря пострадали от сильного землетрясения, случившегося в Москве. В 1451 году монастырь был сожжен и разграблен татарами. Опустошался пожарами 1514 года и большим пожаром 1547 года. После пожара 1514 года в обители был воздвигнут каменный храм во имя Преображения Господня и преподобного Алексия, человека Божия, с двумя приделами: Тихвинской иконы Божией Матери и Зачатия Св.Анны.

В царствование Иоанна IV Васильевича Грозного 21 июля 1547 года звон набатного колокола известил жителей столицы, что Москва горит. Пожар начался в Китай-городе, но из-за свирепствовавшей бури быстро разнесся по всему городу. Жители в ужасе бежали, побросав все и пытаясь спасти жизнь. Но все же множество людей погибло. С самого основания Москвы не было подобного пожара, в истории он получил название "большого московского пожара". В несколько часов большей части Москвы как не бывало.

Разрушен был и Алексеевский монастырь. После этого бедствия обитель перенесли ближе к Кремлю, в черту Белого города - Чертолье или Черторый. Место, отведенное для монастыря, было очень возвышенное, близ крутого берега. Отсюда взору открывалось пространство от Воробьевых гор вдоль по течению Москвы реки до Кремля и от Кремля далее к монастырям: Андрониеву, Симонову, Крутицкому. Все, что уцелело от пламени пожара, было взято насельницами на новое место. Но здесь уже обитель должна была приобрести характер монастыря городского: здесь посетители были многочисленнее и шум городской жизни более доходил до него. Здесь была опасность и от опричников, и от завоевателей. Так, пострадав от поляков в смутное время, обитель пришла в запустение.

В 1584 г. царь Феодор Иоаннович и жена его Ирина основали на месте старого Алексеевского монастыря на Остоженке Зачатьевский монастырь. При этом была установлена преемственность со старой обителью. Были найдены погребения основательниц монастыря - Иулиании и Евпраксии. А в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы был устроен придел во имя святителя Алексия.

В 1625 году попечением царя Михаила Феодровича Романова и его отца - патриарха Филарета - было предпринято общее восстановление Алексеевского монастыря. Был воздвигнут новый храм, имевший три престола: преподобного Алексия Божиего Человека, Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы и Зачатия Св.Анны. Однако, в 1629 году обитель вновь пострадала от сильного пожара. И опять восстанавливалась при помощи Государя, который очень заботился о ней, часто посещал ее, любил здесь молиться, делал богатые вклады. Тем паче, что сын Царя - Алексей Михайлович - был наречен в честь Алексия, Божия Человека. Став государем, Алексей Михайлович тоже много заботился о благоустроении Алексеевского монастыря. Вновь отстроенный двухшатровый храм был освящен во имя Преображения Господня, и имел приделы: Тихвинский, Зачатьевский и во имя преподобного Алексия человека Божия.
Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович


В Алексеевском монастыре приняла постриг супруга будущего патриарха Никона, когда по взаимному согласию они посвятили себя на служение Господу. Будущий Патриарх Никон, прожив 10 лет в супружестве, возжелал всем сердцем монашеского подвига и склонил к тому и свою супругу. Сам он удалился на остров Анзер, а она посвятила себя Богу в московском Алексеевском монастыре, где и скончалась схимонахиней Таисией.

В 1764 году вместе со всем русским монашеством, Алексеевская обитель была подвергнута реформам. Монастырь был переведен в штат 2 класса и в нем упразднен был общежительный уклад. (Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II 26 февраля 1764 г., все монастыри, владевшие вотчинами, за исключением Лавр и тех из них, которые сделаны были кафедральными, были разделены на три класса и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь. Это привело к закрытию множества обителей и отрицательно сказалось на развитии монашества в России).

Император Александр I
Император Александр I
В 1812 году монастырь разделил общую участь с Москвой, которая была "французу отдана". За два дня до вступления наполеоновских войск в Москву игумения обители Анфия (Козловская) с большинством сестер покинула город. Имущество обители хотели вывезти, но не смогли достать лошадей и поэтому церковное имущество сестры зарыли под полом в трапезной церкви и в келье казначеи. Монастырские ворота были заперты. Но наполеоновские солдаты ворвались в обитель и начали грабить. Сестры заперлись в трапезной церкви, закрыв затворы и заставив окна и двери комодами и стульями. Однако, неприятели все равно ворвались в храм. К счастью, зарытое имущество осталось цело, благодаря тому, что ямы, где спрятали имущество, монахиня Магдалина заставила лавками, на которые уложила больных и престарелых. Когда нечего стало грабить, неприятели начали поджигать монастырь. Однако, храм сестры сумели спасти от пожара, и все укрывавшиеся в нем остались живы. Монахини поселились в уцелевшей церкви. Провизии в погребах почти не оставалось: неприятели все разграбили, кроме крупы, которая сделалась единственной пищей сестер. Таким образом они просуществовали до ухода оккупантов из Москвы.

С восстановлением древней столицы, Алексеевский монастырь достаточно быстро привели в прежнее благолепие, о чем особенно заботился Преосвященный Августин, архиепископ Московский, имевший особенное усердие к обители преподобного Алексия человека Божия, в честь которого он был наречен при крещении.

По изнании неприятеля, чтобы выразить благодарность Господу за избавление от наполеоновского нашествия, Государь Император Александр Павлович дал обет воздвигнуть в Москве храм, посвященный Христу Спасителю. Место для храма было выбрано на Воробьевых горах, план был грандиозный. Немедленно приступили к работам, однако, вскоре оказалось, что местность непригодна для постройки. Работы были остановлены и не возобновлялись более до царствования Императора Николая I, который пожелал исполнить обет своего царственного брата и решил поставить храм на месте, занимаемом Алексеевским монастырем, поскольку это место, как говорилось в Царском указе, "близко к священным и царственным памятникам и по положению его среди города, благоприятно для народных воспоминаний и народного благочестия". Алексеевской обители предстояло вновь переезжать.

Позаботиться о поиске нового подходящего места для Алексеевской обители было поручено святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому.
Святитель Филарет Дроздов. Картинка с сайта www.cofe.ru/blagovest
Святитель Филарет Московский
И не без Промысла Божия совершился этот выбор. Святитель Филарет хотел было переместить обитель к Тихвинской церкви в Сущеве, представляя себе обширное пространство того места, удобное для устройства обители. Он призвал к себе архимандрита Даниловского монастыря Гавриила, благочинного женских монастырей, и сказал ему: "отправляйся к Тихвинской церкви и осмотри местность, удобна ли она для женского монастыря?" Но архимандрит Гавриил подумал, что митрополит Филарет имеет ввиду Тихвинскую церковь, что в Красном селе, и отправился туда. Осмотрел, нашел эту местность пустынною и очень удобною для женской обители, о чем и доложил владыке. При описании подробностей выяснилось, что митрополит Филарет подразумевал совсем иное место. Архимандрит Гавриил просил прощения, что не так понял и не исполнил воли митрополита. Но святитель понял этот случай как указание Божие и сказал: "Значит, Царице Небесной угодно, чтобы монастырь был переведен к этой церкви". Таким образом, было решено перевести Алексеевский монастырь в Красное село к церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня, известной в народе более под именем Тихвинской, по чудотворному образу, в ней находящемуся. 25 марта 1837 года решение это было утверждено, а к осени все уже было готово к переезду. Закладка новых монастырских зданий происходила 7 июня в День Сошествия Святого Духа.

Накануне переезда, в субботу 16 октября 1837 года, было совершено последнее Всенощное бдение в храме, где 300 лет собирались сестры обители на богослужение. Утром в 8 часов собралось все духовенство Пречистенского сорока и, подняв иконы и все священные принадлежности храма и ризницы, с молебным пением под сению крестов и хоругвей, открыло торжественное шествие чрез всю Москву в Красное село. На Мясницкой, у церкви архидиакона Евпла, ожидала смена от Ивановского и Сретенского сороков. Крестный ход продвигался медленно, погода стояла пасмурная, сырая, холодная, с утра шла изморозь. От Красных ворот, следуя пустырем, вдоль Лесного ряда, идущие вязли в сыпучем песке, а когда, пройдя Красный пруд, повернули налево к монастырю, то вязли в глубокой грязи. На всем пути следования торжественную духовную процессию встречал колокольный звон церквей, мимо которых она двигалась. Множество народа сопровождало шествие. В Красном селе крестный ход встречал Митрополит Филарет. Около 11 утра началась Литургия. Из прежнего местопребывания обители сюда были принесены чудотворные иконы Божией Матери Грузинская и Целительница, а в Крестовоздвиженской церкви встретила их чудотворная Тихвинская икона Богоматери. Грузинская чудотворная иконы была обретена в обители по откровению одной из инокинь во время морового поветрия в 1654 году и прославилась многими исцелениями. Икона Богородицы Целительница явила множество чудотворений в конце XVIII столетия и по сей день не прекращаются чудесные исцеления от этого образа. Через десять лет после переселения монастыря в Красное село начали истекать исцеления от иконы святых мучеников Кирика и Иулитты, писанной на стене у входной двери, а вскоре были принесены в дар обители частицы мощей святых мучеников.

Окрестные жители полюбили монастырское богослужение, храм был полон богомольцами, особенно, в воскресные дни. Но сестрам поначалу было трудно обустроиться на новом месте. Привыкшие жить среди многолюдства, здесь они оказались в дикой и пустынной местности, не совсем даже безопасной. Монастырь тогда был не обжещительным, сестры питались трудами рук своих, а найти работу и сбыть ее в такой безлюдной местности было весьма затруднительно. Однако, постепенно все привыкли, а местность начала оживляться. Сокольники становились любимым местом отдыха москвичей, пути сообщения между городом и монастырем стали улучшаться, усердные богомольцы стали все более и более посещать обитель. Преосвященный митрополит Филарет, посетив в 1840 году монастырь и удостоверившись в его скудных средствах, позволил иметь при монастыре кладбище, которое и составило главный источник доходов обители.

Кладбище это было одним из лучших и образцовых по всей России. Здесь находились могилы русских деятелей А.С.Владимирского, В.Н.Лешкова и др, историков П.И.Бартенева и А.А.Шахова, публициста и издателя М.Н.Каткова, поэта А.М.Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Ф.Ф.Вигеля, архитектора А.С,Каминского, художников С.К.Зарянко и И.М.Прянишникова, художника-архитектора Н.А.Рамазанова, физика П.Н.Лебедева, основателя Народного университета А.А.Шанявского, мецената Надежды фон Мекк, известного русского ученого, профессора зоологии В.Н.Ульянина, известного исследователя русской истории археологии, директора Московской Оружейной Палаты А.Ф.Вельтмана. Много было могил и склепов, принадлежавших Нарышкиным, князьям Волконским, князьям Черкасским и др. Здесь были похоронены: княгиня Вера Александровна Святополк-Четвертинская, княгиня Вера Петровна Волконская, урожденная Васильчикова, скончавшаяся на 21 году жизни. Здесь же покоилось немало представителей именитого московского купечества: С.Сытенко, Соколов, Мамонтов, Сорокоумовский, Я.М.Молчанов, М.А.Арсеньев. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В.М.Васнецова) и Алексеевых, родителей К.С.Станиславского.

Алексеевский монастырь. Храм преподобного Алексия Божиего Человека
Алексеевский монастырь
в Красном Селе
Храм преподобного Алексия
Божиего Человека
Поначалу в обители был только один храм - бывший приходской храм Воздвижения Животворящего Креста Господня, ставший монастырским. Церковь имела два престола: главный во имя Воздвижения и левый во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В 1841 году, старанием игумении Клавдии, был устроен третий придел, освященный в честь преподобного Алексия, человека Божия. В 1853 году игумения Илария построила новый теплый храм во имя преподобного Алексия, Божия человека с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери (правый придел, освящен 12 ноября 1853г.) и преподобного Павла Латрийского (левый придел, освящен 13 декабря 1853г.). Храм был освящен митрополитом Филаретом 12 ноября 1853 года. Построен был Храм преподобного Алексия человека Божия по проекту архитектора М. Д. Быковского. В плане храм представляет собой вытянутый с востока на запад прямоугольник с тремя полуциркульными апсидами и выступом ризалита в центре западного фасада. Церковь была исключительно щедро украшена деталями, заимствованными из древнерусского зодчества XVI – XVII веков. Храм увенчивается огромным тяжелым куполом на широком световом барабане, по высоте почти равном основному объему.

Крестовоздвиженская церковь была перестроена и расширена в 1857 году. А третий ее придел был еще двумя годами ранее переименован и освящен в честь священномученика Симеона Персидского - небесного покровителя одного из благотворителей обители.
Игумения Антония
Игумения Антония
(1821-1897)


Особая страница в истории обители связана с игуменией Антонией (Троилиной). Можно даже сказать, что с ее именем была связана целая эпоха в жизни Алексеевского девичьего монастыря - эпоха его расцвета. Своей высокой духовной жизнью, готовностью прийти на помощь, ободрить, утешить, облагодетельствовать как сестер вверенного ей монастыря, так и многочисленных паломников, игумения Антония заслужила любовь и почитание не только в Москве, но и в Киеве, и в Японии, на Святой Земле, в бедных отдаленных монастырях и в царских чертогах. Никогда не угасала в душе добродетельной Матушки лампада тайной сердечной молитвы.

Получив блестящее светское образование, будущая игумения Антония (в миру Александра Троилина) в 19 лет отказалась от богатства и почестей и ушла из мира в Спасо-Бородинский монастырь, дабы "единому Господу служити". Определение ее в монастырь совершилось при участии и по благословению московского святителя Филарета (Дроздова). Она была келейницей и ближайшей воспитанницей игумении Марии (Тучковой). Подошло время, и Господь вручил ей жезл игуменства. В 1861 году она была поставлена игуменией московского Страстного монастыря, а 4 февраля 1871 года была переведена настоятельницей в Алексеевский монастырь (митрополитом Московским Иннокентием (Вениаминовым), назначенным на место почившего митрополита Филарета). Воспитанница игумении Марии (Тучковой), духовная дочь святителя Филарета Московского, она сумела соединить в своей жизни созидательную и молитвенную деятельность.

Первым делом Матушка Антония вернула в обитель общежительный устав, учредив общую трапезу и освободив сестер от забот о келейном хозяйстве. Ею обновился и украсился весь монастырь, построена общая трапеза, были устроены больница с больничной церковью, аптека, построена каменная ограда. Игумения Антония присоединила к монастырю большой участок земли, выкупив его у частного владельца и тем расширив территорию обители почти вдвое. На этом участке был выстроен храм Всех Святых.

Алексеевский монастырь. Храм Всех Святых
Алексеевский монастырь
в Красном Селе.
Храм Всех Святых
Храм Всех Святых был заложен 23 августа 1887 года, 20 августа 1889 года состоялось торжественное поднятие креста на купол нового храма, 11 августа 1990 года после литургии на колокольню подняли колокола. Колоколов было десять. Самый большой из них "полиелейный" весил 60 пудов и 35 фунтов (т.е. приблизительно 997 кг), на нем были высечены изображения святых, престолы в честь которых находятся в Алексеевском монастыре и надпись "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". А 12 августа на колокольню был поднят главный колокол, весом 252 пуда 30 фунтов (это примерно 4 тонны 140 кг). 30 июня 1891 года храм Всех Святых был торжественно освящен митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) в сослужении множества духовенства. На этом торжестве присутствовали игумении всех московских женских монастырей, члены Св.Синода и почетные лица первопрестольной столицы.

Храм был построен по проекту архитектора А. А. Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI-XVII вв. Здание выполнено из красного кирпича с элементами белого камня. Однокупольный, двухэтажный, трёхапсидный храм с примыкающей к нему одноярусной «о трех главах» колокольней имеет форму корабля. В верхнем ярусе перехода к колокольне были устроены церковные хоры и келья. Центральный престол храма был посвящён Всем Святым (престольное празднование в неделю Всех Святых), а правый придел - в честь чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери, этот придел был освящен 22 августа 1891 года.

Особенностью этого храма стало то, что в нем была устроена усыпальница, занимавшая весь нижний подвальный этаж храма. При постройке усыпальницы была принята коридорная система, в стенах этих коридоров и были размещены отдельные усыпальницы или гробницы. В том же подвальном этаже были установлены печи, которыми отапливался храм.

В храме Всех Святых был помещен чудотворный образ Божией Матери "Целительница". Храм обладал уникальным иконостасом, выполненным по проекту архитектора Д. Н. Чичагова из белого резного мрамора в русско-византийском стиле. Своды и подкупольное пространство были расписаны в византийском романтическом стиле иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. Ими же, наряду с монастырскими иконописцами, были выполнены иконы и фрески, некогда украшавшие храм Всех Святых.

Алексеевский монастырь вел широкую благотворительную, социальную и просветительную деятельность. В 1871 году Матушка организовала обучение южно-славянских девушек (сербок и болгарок), открыв в монастыре училище по подготовке православных учительниц. Воспитанницы находились на полном содержании монастыря. Большую заботу проявляла она о детях бедного духовенства, обучая их в монастыре или же оплачивая их обучение в различных учебных заведениях. Также при новом храме Всех Святых было устроено училище с курсом начальной приходской школы на 17 девочек, беднейших сирот - в память совершившегося 17 октября в 1888 года чуда спасения от гибели Царской семьи во время крушения поезда на Курско-Харьковской железной дороге близ станции Борки. Лучшие ученицы переводились в Филаретовское и Мариинское епархиальные училища и обучались там на монастырские стипендии. Другие же девочки оставались в монастыре до шестнадцатилетнего возраста и обучались под руководством сестер обители рукоделию и шитью церковных облачений. Матушка Антония окружала всех воспитанниц личным попечением и заботой, не оставляя их и по окончании училища.

Еще при игумении Иларии сестры начали нести послушание в женском отделении Московской тюремной больницы. Игумения Антония продолжила эту деятельность. Сестры обители по очереди несли здесь дежурство. Смена состояла из двух монахинь и четырех послушниц. В их обязанности входили уход за больными женщинами, духовное чтение и молитва вместе с ними. Игумения Антония старалась всячески облегчить участь заключенных. Она присылала арестанткам необходимые вещи, вкусную и полезную для больных пищу. Монахини должны были заботиться о подготовке умирающих к христианской кончине, к переходу в вечную жизнь их душ. Они читали Псалтирь по умершим, приготавливали усопших к погребению.

К игумении Антонии часто приходили за пособием те, кто не мог содержать себя по болезни или старости, многим она посылала помощь на дом. В Алексеевском монастыре устраивались благотворительные обеды для бедных женщин.

В 1891 - 1893 годах были построены двухэтажная каменная просфорня, певческий корпус и два келейных корпуса. Монастырь имел золотошвейную, иконописную, рукодельную, чеканную и переплетную мастерские, славился своим хором, который был известен далеко за пределами обители (сама Матушка обладала выдающимися музыкальными способностями, прекрасно играла на фортепиано). Работы монастырских золотошвеек также высоко ценились. В 1896 году к коронации императора Николая II монахинями Алексеевского монастыря были вышиты орлы для царского места в Тронном зале. В 1902 году было уже 42 строения, в том числе, четыре храма: Крестовоздвиженский храм, Храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, Храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. К 1907 году в обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы.

При Матушке Антонии обитель особенно славилась благочестием и высокими монашескими добродетелями насельниц. Матушка особенно заботилась о духовном возрастании вверенных ей сестер. Для всех она находила время, всегда была готова помочь духовным советом, мудро и тактично исправить провинившуюся, поддержать в трудную минуту, выслушать. Особой заботой и попечением она окружала новоначальных сестер. В обители была устроена прекрасная библиотека, постоянно пополнявшаяся духовной литературой. Много книг Матушка дарила сестрам. Чтение житий святых и творений святых отцов было установлено не только за трапезой, как это обычно принято в монастырях, но и в мастерских за рукоделием, в богадельне, в больнице.

Алексеевский монастырь был любим богомольцами всех званий и сословий. Игумения Антония поддерживала общение со святым праведным Иоанном Кронштадтским, святителем Игнатием (Брянчаниновым), равноапостольным Николаем Японским. Из обители вышли настоятельницы многих монастырей, среди них - первая настоятельница Спасо-Вознесенского женского монастыря на Елеонской горе игумения Евпраксия (Миловидова); первые игумении Виленского Марие-Магдалининского монастыря Флавиана и Антония; игумения Московского Никитского монастыря Паисия и другие.

Стараниями игумении Антонии впервые был издан Акафист святому Алексию, человеку Божию. Издание было осуществлено на средства московского Алексеевского монастыря в 1884 году ко дню празднования памяти небесного покровителя обители, 17 марта.

Скончалась Матушка Антония 5/18 октября 1897 года и была погребена возле алтаря Симеоновского придела Крестовоздвиженского храма. Но верим, что и поныне она не оставляет своими святыми молитвами столь любимую ею обитель.

В 1899 году по проекту архитектора А. Латкова была произведена перестройка церкви преподобного Алексия человека Божия: открытая паперть была встроена в храм и составила его западную часть; старые хоры, затемняющие и стесняющие среднюю часть храма, были отодвинуты, а в западной их части было устроено помещение для ризницы; подвал расчищен под устройство склада церковных вещей; деревянный пол заменен полами из метлахских плит. С. Л. Конюховым был вырезан новый иконостас; художник Е. Чернышев расписал орнаментами купола и верхние части северной и южной стен.

После октябрьского переворота 1917 года для обители начались тяжелые времена. На территории монастыря, потеснив сестер, разместились рабочие. В революционные времена в Алексеевском монастыре временно поселилась монахиня Вера (Меркулова), позднее принявшая постриг в великую схиму с именем Михаилы. Уже в те годы к матушке Вере за наставлением, утешением и молитвой шли многочисленные паломники, из-за чего советская власть обвинила во враждебной агитации настоятельницу обители игумению Марию, которой в 1923 году пришлось несколько месяцев провести в тюремном заключении. После закрытия обители сестер окормлял иеросхимонах Иннокентий (Орешкин; 1870-1949) – духовник Зосимовой пустыни, духовный сын старца схиигумена Германа (Гомзина).

В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. Насельницы вынуждены были покинуть монастырь. Девятый вал богоборческой бури разрушил Алексеевский монастырь. Актом вопиющего вандализма стало уничтожение монастырского кладбища. Кладбище закрыли в 1919 году. Заброшенное, оно несло печальную судьбу разрушения и гибели, присущую монастырским кладбищам Москвы. После закрытия обители около 1930 года на месте кладбища разместили районный парк, все захоронения были разграблены и уничтожены. А позже ненавистники исторической памяти народа погребли под шестирядной эстакадой автомагистрали кресты и надгробные памятники наших предков, а территория обители была разрублена этой автомагистралью на две части (сейчас это часть московского третьего транспортного кольца).

В первых числах декабря 1924 года был закрыт храм Всех Святых, 13 декабря 1924 года - храм преподобного Алексия, человека Божия. Здания были отданы под административно-хозяйственные цели, что нанесло колоссальный ущерб всему художественно-архитектурному храмовому ансамблю. С 1960-х до 1989-го года в здании закрытого храма Всех Святых хранился архив земской управы; часть территории занимал филиал московского завода по производству зонтиков. На куполе и колокольне были сломаны кресты, от их покрытия осталась одна обрешётка.
Алексеевский монастырь. Храм Всех Святых
Алексеевский монастырь
Восстановление Храма Всех Святых
В храме преподобного Алексия человека Божия долгое время находился Дом пионеров, здание внутри было перестроено, на месте алтаря располагалась сцена актового зала. Крестовоздвиженский храм оказался сокрыт под строениями ВНИИ рыбного хозяйства: стены пятиэтажного административного здания кое-где включают в себя остатки храма. С запада, где теперь находится вестибюль, сохранилась часть трапезной со сводом, на котором иногда, по словам работников института, проступают росписи. Вдоль южной части на первом этаже имеется извилистый коридор с явными частями старых стен. Зал заседаний на первом этаже в центре здания также содержит фрагменты древней постройки. Больничный храм был разрушен полностью. На его месте сейчас стоит большой кирпичный жилой дом.

Алексеевский монастырь. Храм преподобного Алексия
Алексеевский монастырь
Восстановление Храма преподобного Алексия
Но вот осенью 1990 года стал возрождаться и оживать храм Всех Святых. Интересно вспомнить, что несколько раз откладывалось освящение храма, покуда, наконец, оно не свершилось на Лазареву субботу в 1991 году. И только позже стало ясно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя монастыря. В настоящее время придел в честь Казанской иконы Божией Матери перенесён в нижний храм, где раньше располагалась усыпальница. В Великую субботу в 1992 году наш храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. А 30 марта 2010 года, в день памяти Алексия Божиего человека за вечерним богослужением в нашем храме молился Святейший Патриарх Кирилл.

25 ноября 2002 года на праздник Милостивой иконы Божией Матери (в день первого освящения этого храма в 1853 году) состоялось освящение левого придела в храме преподобного Алексия человека Божия. Сейчас восстановлен весь храм. В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия человека Божия учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря.





Насельницы обители в годы гонений

После октябрьского переворота большинство из сестер Алексеевской обители разделили горькую судьбу тысяч гонимых за веру русских людей. В апреле 1923 года была арестована игумения обители Мария (Преженцова), но обвинение не удалось доказать и Матушку выпустили на свободу. В 1924 году монастырь был закрыт, всех насельниц выгнали на улицу. После закрытия Алексеевской обители сестры сохраняли монашеский устав жизни. Они селились общинами на частных квартирах, стараясь держаться небольшими группами. Зарабатывали, в основном, шитьем одеял, а также какими-то случайными заработками: присматривали за детьми, топили печи, ходили читать псалтирь по покойникам. Кто-то устраивался работать при уцелевших храмах. Некоторые из насельниц возвращались к себе на родину. Но часть сестер во главе с игуменией Марией до 1931 года оставались жить на территории бывшей обители, в здании, расположенном по адресу улица Верхняя Красносельская, дом 17. Все они были арестованы в 1931 году. Вместе с ними были арестованы и сестры, проживавшие в других местах. Все они были сосланы в Казахстан или на север.

К лику Новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученицы Анна (Макандина), Матрона (Макандина) и Ефросиния (Тимофеева). Подробнее о них можно прочитать на страничке Небесные покровители.

Монахини Васса (Леонова) и Татьяна (Белова) были расстреляны. Многие из сестер были арестованы и приговорены к ссылке. Подробнее о некоторых из них вы можете прочитать здесь.



     При подготовке материала использовалась литература:

[1] И.Токмаков «Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего монастыря» - М,"Артос",2011, репринтное воспроизведение издания 1896 года
[2] «Красносельские мученицы» - M.,2011




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: